При встрече и особенно при знакомстве, корейцы обмениваются рукопожатием. При этом, чтобы выразить особое уважение, младшие по возрасту или положению придерживают правую руку левой или используют обе руки. Наиболее вежливый способ что-то принять или вручить в Корее - это сделать это двумя руками. Обычай этот обязан своим появлением традиционному корейскому одеянию с широкими рукавами: чтобы их не уронить в тарелку или напиток, рукава поддерживали левой рукой. Кроме того, таким способом корейцы символически демонстрируют дружелюбие и отсутствие оружия. Наблюдая за тем, как это делают корейцы, особенно вручая что-либо, вы заметите, что большинство из них редко используют одну руку; нередко при этом правую руку поддерживают левой рукой ладонью кверху. Исключение бывает в случае, если что-то дают ребенку. Это правило распространяется и на передачу еды, напитков или документов: использование обеих рук подчеркивает уважение к гостю и производит благоприятное впечатление на принимающую сторону. Визиткам корейцы придают огромное значение, поэтому их имеют при себе все - от руководителей до студентов и домохозяек. Особенно если им есть что на них написать и указать хоть какой-нибудь титул. Визитные карточки - неотъемлемая часть бизнеса в Корее; вам следует брать с собой намного больше визитных карточек, чем вы могли бы себе это представить. Ваша визитная карточка - это паспорт вашей компании и свидетельство вашего места в ее иерархии. Например, владелец компании, который дома называется "директор", должен в Корее именовать себя "президентом компании" (саджан).
В Корее директор - это менеджер среднего уровня. Подавать и принимать визитную карточку следует правой рукой, а лучше - двумя, но ни в коем случае не левой рукой.Вам важно тщательно прочитать все, что на ней написано (или сделать соответствующий вид), убрать ее в визитницу и, опять же, двумя руками, протянуть свою. Во время деловых переговоров, на стол руководителя не принято класть рекламные проспекты, деловые материалы.
К званиям и регалиям корейцы относятся особенно трепетно и никогда не жалеют времени на их перечисление. Подчеркнуть свое положение они могут и с помощью различных грамматических и лексических оборотов. В корейском языке существует большое количество степеней вежливости, которые используются в зависимости от степени официальности общения, возраста, социального положения и родственных отношений собеседников.Обращаясь к корейцу, лучше всего назвать его должность и фамилию так, как указанно на визитке: «директор Пак» или «менеджер Ким». По именам друг друга называют только самые близкие друзья. Нередко корейцы, которым особенно часто приходится общаться с иностранцами, берут себе второе, «иностранное имя». В таком случае на визитке будет указано это вымышленное имя, часто созвучное настоящему и адаптированное под культуру страны, с представителями которой кореец общается больше всего.Вопрос, кто же старше, авторитетнее и главнее, возникает не только при выборе языкового регистра, но и при оплате счетов. Ведь в компании корейцев именно тот, кто достоин самого большого почтения, и будет раскошеливаться за всех. Недаром в корейских ресторанах очень часто можно наблюдать, как солидные мужчины, а иногда и женщины, до хрипоты оспаривают право заплатить за общее веселье. Внешний вид для корейцев также многое говорит о статусе человека. Недаром Корея занимает одно из первых мест среди стран, жители которых тратят существенную долю семейного бюджета на одежду и косметику. Средствами для ухода за телом и лицом увлекаются не только женщины, но и мужчины: в стране с жестокой конкуренцией попытки добиться успеха при помощи располагающей внешности вызывают только одобрение окружающих. Благодаря традиционному консерватизму корейцы отдают предпочтение одежде строгого, классического покроя. Но азиатский характер проявляется в слабости к ярким цветам: розовая рубашка или оранжевый галстук (разумеется, известной и дорогой марки)- вполне обычные детали гардероба делового корейца. Женщины, занимающие высокое положение, могут носить и брючные костюмы, а вот мелкие служащие, как правило, обязаны носить юбку. Корейцы много усилий прилагают к изучению иностранных языков. В компаниях организуют бесплатные языковые курсы, но многие уроки сводятся к запоминанию слов или изучению грамматики. Поэтому нередко кореец, который ведет переписку с иностранными партнерами, при личной встрече теряется и не может связать двух слов. Первое впечатление о вас корейцы составят уже по вашей одежде, приветствию и манерам при знакомстве. Но чтобы завязать прочные деловые контакты, не менее важно правильно повести себя и в неформальной обстановке. Корейские бизнесмены уверены, что особенно крепкие партнерские отношения завязываются за столом или за рюмкой. Поэтому регулярные коллективные походы в бар внесены в официальную смету расходов во многих компаниях. Завершается же налаживание деловых связей с корейцами обычно в «норе-бане» - корейском варианте караоке. Когда контакты установлены, важно их поддержать. Для деловых людей это означает обязательное посещение своего делового корейского партнера во время каждой поездки в Корею, а также открытки или небольшие подарки в Рождество и другие праздники. Важно продемонстрировать корейцам, что вы имеете долгосрочные намерения на корейском рынке, а не намерены быстро получить прибыль и скрыться. Искренность очень важна для корейцев; это находит отражение в том, что они уделяют немало времени знакомству со своими деловыми партнерами и укреплению личных долгосрочных контактов. Жесткая иерархия пронизывает все корейское общество, она определяет как личные, так и служебные отношения любого корейца. Приехавшему из Европы, Америки или России иностранцу бросается в глаза то, насколько царящий в корейских фирмах стиль отношений отличается от стиля, принятого на Западе. Приверженность жесткой иерархии в корейском обществе проявляется в таком старинном корейском обычае, как поклон при встрече. Угол наклона туловища зависит от возраста и социального положения кланяющегося: директор крупного предприятия, приветствуя подчиненных, может ограничиться легким кивком, диктор на телевидении или участник официального приема используют, подчеркнуто медленный поклон верхней половины тела, а юные девушки-продавщицы в конце рабочего дня провожают начальство и посетителей глубокими поклонами в пояс. В конфуцианской традиции общество, государство, а позднее - и частная фирма всегда отождествлялись с патриархальной семьей, в которой отец обладает почти безграничной властью над своими домочадцами. Это одна из самых важных традиций современного корейского общества. Любая корейская организация строится по той же модели: начальство требует от подчиненных беспрекословного послушания и преданности интересам. Данный тип отношений проецируется на все общественные институты и само государственное устройство; в том числе и на структуру взаимоотношений внутри корейских компаний. Иерархия выстраивается в соответствии с возрастом, образованием, местом работы и служебным положением. В группе быстро выделяется общепризнанный лидер и несколько человек, которые образуют своего рода «совет старейшин». Начальство на работе часто требует жертвовать своим временем и планами. Но и сами подчиненные вправе ожидать от начальства покровительства и стабильности. Протекционизм воспринимается как естественное проявление заботы, а личные связи и знакомства зачастую оказываются важнее, чем деловые качества сотрудника. В руководствах для молодых служащих (подобные издания в изобилии появляются на полках корейских книжных магазинов) подробно объясняется, как следует выражать свое почтительное отношение к тем, кто находится выше тебя на общественной лестнице. Авторы таких пособий делят всех сослуживцев на три категории: во-первых, сослуживцы, находящиеся примерно на том же иерархическом уровне, во-вторых, всяческое «начальство» и, в-третьих, «сонбэ» - старшие коллеги, которые формально не являются, однако, прямыми начальниками. По отношению к старшим коллегам следует проявлять всяческое уважение. Непонимание всех этих ритуалов - едва ли не основная причина служебных конфликтов для работающих в стране иностранцев. В корейском коллективе формирование происходит человека не в качестве независимой личности, а подчиненной единицы, существующей в строго иерархической общественной системе, принадлежащей вышестоящей структуре. В результате, в менталитете корейских бизнесменов более ярко выражены такие факторы, как эмоциональность, повышение голоса на младшего, субъективность, необычная лояльность, сентиментальность. На основе исторической традиции формировались следующие ключевые характеристики менталитета корейского предпринимателя:
1. Очень часто компании управляются членами семьи владельца без существенного различия между владением собственностью и профессиональным управлением делами.
2. В основе управления лежат, прежде всего, личностные отношения, нежели целеориентированная мотивация.
3. Вертикальные взаимоотношения в фирме более развиты, нежели горизонтальные.
4. Корейские фирмы принимают быстрые и абсолютные по исполнению решения, мгновенно перестраивают тактику на рынках и практически не тратят время на горизонтальное исполнение принятых решений. Риск ошибок при данной стратегии резко возрастает. Но возрастает и вероятность быстрых успехов и перспектив освоения новых рынков.Географическое расположение Корейского полуострова, его открытость для вторжения мощных соседей, исторически обусловило формирование у корейцев чувства острой уязвимости, незащищенности, необеспеченности национальной и личной безопасности, сознания, что они могут рассчитывать только на себя в борьбе за выживание в экстремальных условиях. В результате у корейцев выработалась склонность к максимализму, жесткости, упрямству, недооценка важности терпимости и компромиссов в переговорном процессе. Поскольку семья оставалась единственным социальным институтом, в Корее в какой-то степени гарантирующим личную безопасность ее членов, гипертрофированное значение приобрели феномен семейственности и культ сыновней почтительности.Регионализм, наряду с феноменом семейственности, проявляется в Корее ярче, нежели в других странах.Происхождение из определенной провинции, района, как и принадлежность к конкретному семейному клану часто имеют решающее значение для карьеры и успеха корейского чиновника и бизнесмена. Например, большинство президентов Республики Корея и сотрудников их администрации были выходцами из провинции Кенсандо.
В качестве характерных черт системы корейского менеджмента можно выделить следующие:
1. Принятие решения на основе консенсуса (ближе к японской модели).
2. Преданность компании (ближе к японской модели, хотя менее выражена, чем в Японии).
3. Индивидуализм (ближе к американской модели).
4. Мобильность (ближе к американской модели).
5. Важность продвижения и системы поощрения.
6. Близкие партнерские отношения между правительством и бизнесом.
7. Патерналистская система руководства с авторитарным стилем (ближе к японской модели).
8. Конфуцианская рабочая этика (ближе к японской модели).
9. Дух гармонии и солидарности (ближе к японской модели).
По мере ускоряющейся модернизации и углубления интеграции Республики Корея в мировое хозяйство происходило неизбежное усиление влияний на сознание корейских бизнесменов и администраторов модели западных школ управления. В то время как американская и японские модели менеджмента весьма ярко демонстрируют принципиальные различия между собой, корейская система менеджмента обнаруживает ряд общих характеристик с обеими моделями, но все-таки больше тяготея к японской.
Основные традиционные элементы менталитета корейского бизнесмена.
1. Неравенство в системе преемственности и наследования компании в пользу старшего сына. В корейской семье старший сын наследует львиную часть семейной собственности, в отличие от китайской, где сыновья получают наследство поровну, или японской, где единственный наследник выбирается из потенциальных претендентов. В соответствии с этим принципом в Корее старший сын естественным путем наследует компанию отца и управление ею.
2. Исключительная роль семейного клана и структура власти компании. Группа лиц, принимающих решения в компании, складывается из ее главы и членов его семьи, а также ближайших родственников по отцовской линии или, в их отсутствие, из родственников по мужским линиям, наиболее приближенных к общему предку их рода. В соответствии с близостью к центральному корню генеалогического дерева компонуются и последующие слои управленческой структуры компании.
3. Система старшинства управления персоналом. Приоритет старшинства по возрасту четко определяет роль и место всех членов семьи, фирмы, что оказывает определяющее влияние на состав группы принятия решения, расстановку и продвижение исполнителей.
4. Руководство «авторитета» и обеспечение «гармонии». В целях обеспечения мира и солидарности авторитет и единоначалие главы семьи и фирмы не оспариваются другими членами семьи и подчиненными. Но одновременно на нем лежит обязанность поддержания гармонии и справедливого разрешения конфликтов между членами его семьи и внутри компании.
5. Модель мышления сотрудников компании: чувство принадлежности фирме и иерархической подчиненности. Феномен сыновней почтительности и послушания в семье моделируется на все структуры общества и взаимоотношения внутри компании: лояльность и подчинение вышестоящим; сильно развитое чувство принадлежности к данной фирме как к большой семье.
Сегодня Республика Корея прошла те этапы модернизации экономики и ее системы управления, когда ее могли удовлетворить простое копирование американской или японской моделей менеджмента, Сейчас она развивает свою собственную уникальную модель «корейского менеджмента». В ее основе, по мнению корейских специалистов, должны лежать творческая реализация конвергенционного подхода, оптимальное сочетание лучших элементов традиционной конфуцианской философии, социальной этики и западного управленческого и иного опыта в сфере бизнеса.
Подобный дихотомический гибрид, совместимый с социально-культурными и экономическими потребностями страны, и должен стать истинно «корейским менеджментом».
Иностранным бизнесменам и инвесторам, создающим совместные предприятия с корейскими партнерами, важно учитывать ряд особенностей традиционного корейского менталитета, проявивших достаточную устойчивость в процессе модернизации экономики страны и, прежде всего:
- понимание традиционной системы возрастного и социального старшинства, проистекающей из традиционной установки почитания старших. На любой фирме старший по возрасту кореец должен пользоваться уважением вне зависимости от его пола, образования, статуса и компетенции.
- потенциал патерналистских отношений, большую способность «старшего» улаживать социальные конфликты и снимать напряжения между сотрудниками фирмы, а не только ценить профессиональную квалификацию при найме персонала.
- отдачу корейскими бизнесменами при принятии решений приоритету «ценностным понятиям», определенной манере и стилю действий, тогда как их западные коллеги учитывают, прежде всего, «количественно осязаемые факты». Нередко главы корейских корпораций готовы пойти на определенные убытки ради того, чтобы данный вопрос был решен соответствующим образом и в подобающей форме.
Корейские представления о престижности работы не похожи на российские, отличаются они и от американских. Для корейцев важна стабильность рабочего места. Для выпускников университетов главным критерием выбора работы является именно ее стабильность. Престижность в Корее не всегда совпадает с доходностью. Многие «выгодные» с финансовой точки зрения рабочие места не пользуются среди корейцев особым престижем, и наоборот, многие престижные места отнюдь не являются высокооплачиваемыми. Для корейца работать в государственной организации престижнее, чем в частной, в крупной компании - престижнее, чем в мелкой, в некоммерческой фирме - престижнее, чем в торговой. В этом отражаются традиционные идеалы корейских дворян - янбанов, которые уважали чиновничью, но не военную службу, с презрением относились к ремеслу и, особенно, торговле, заниматься которыми дворянам запрещалось категорически. Но в старые времена для корейского дворянина не было ничего зазорного в том, чтобы самому идти за плутом и заниматься иной крестьянской работой. Наиболее уважаемыми профессиями в современной Корее - юрист, врач, профессор, государственный служащий. Уважение к врачу и юристу - это явный результат американского влияния. Уважительное же отношение к профессору или государственному служащему - это отражение многовековой конфуцианской традиции. Некоторый престиж в Корее имеют и занятия «свободными искусствами» - живописью, музыкой, литературой. В то же время на шкале престижа профессий даже преуспевающий бизнесмен находится где-то на уровне профессора из заштатного университета (притом, что профессорские доходы раз в 5-10 ниже). Корейские бизнесмены часто ощущают некую социальную неполноценность по сравнению с профессорами или деятелями искусства, и миллионер, встретившись с профессором Сеульского государственного университета, часто ведет себя подобострастно и заискивающе, в то время как профессор всячески подчеркивает свое социальное превосходство над собеседником. Следует отметить и специфическую для корейцев, занимающих высокое положение в иерархии, манеру говорить и держать себя. Традиционно в Корее считалось, что уважающий себя человек должен быть немногословен, и эти представления сохранились в современной Корее. В особой степени это относится к тем, кто занимает высокие места на иерархической лестнице. Настоящий начальник и вообще «большой человек» в идеале говорит мало, тихим и несколько монотонным голосом, двигается неспешно и солидно. Склонность к многословию, привычка открыто выражать свое мнение и демонстрировать окружающим свои эмоции корейцы воспринимают как признак несерьезности, легкомыслия. Старая традиция требует, чтобы человек, и в особенности - представитель конфуцианской элиты, был внешне абсолютно бесстрастен, чтобы его лицо было «подобно дереву или камню». Эта особенность в отношениях с европейцами сплошь и рядом ведет к неприятным коллизиям. С одной стороны, многие иностранцы (в т.ч. и российские) из-за свойственной им общительности воспринимаются как люди «легковесные» и «несерьезные» и, вследствие этого, не слишком достойные доверия. С другой стороны - обычные для образованного и высокопоставленного корейца старой закалки немногословие и подчеркнутое отсутствие эмоций (точнее, их внешнего выражения, а корейцы, по сути - достаточно эмоциональны) зачастую вызывают у европейцев подозрения в «восточном коварстве» и, соответственно, инстинктивное недоверие.Для большинства корейцев их общественный престиж не менее важен, чем материальное благосостояние, и порою, для того чтобы повысить свой общественный статус, они идут на весьма большие финансовые жертвы.Традиционная мораль корейцев высоко ставит личные контакты, непосредственное общение, поэтому без них в Корее невозможно решить ни одной серьезной проблемы. Корейцы в своем большинстве - открытые, коммуникабельные, воспитанные люди. Поэтому выказываемое ими к иностранному предпринимателю теплое отношение отнюдь еще не означает, что его дело «на мази». Если иностранец хочет добиться успеха в бизнесе с корейцами, он должен свое уважение к ним проявлять достаточно демонстративно. Иначе его шансы на успех снизятся. Поэтому следует четко представлять соотношение собственного статуса со статусом корейского партнера. Обмен визитными карточками поможет это выяснить. Корейские бизнесмены обычно довольно напористо и агрессивно ведут переговоры. Это не мешает им традиционно растягивать протокольную часть. Вместе с тем корейцы, не склонны подолгу обсуждать второстепенные детали соглашения ради того, чтобы обеспечить плавный переход к главной проблеме. Корейцы ценят ясность и четкость изложения мыслей и предложений со стороны партнеров по переговорам. Чаще всего корейские бизнесмены не выражают открыто несогласие с позицией партнера, не стремятся доказать его неправоту (и, кстати, того же ждут от него). Поэтому, при общении с корейцами, не нужно употреблять выражений типа «надо подумать», «ваше предложение нуждается в длительном изучении», «решить этот вопрос будет нелегко» и т. п., поскольку это будет воспринято Корейским партнером не как готовность к долговременным усилиям по выяснению возможностей реализации деловых предложений, а лишь как констатация их неприемлемости, по крайней мере, на данном этапе. Корейцы не любят заглядывать далеко в будущее, их куда больше интересует непосредственный, ближайший результат собственных усилий.Корейцы довольно щепетильны в вопросах одежды: на переговорах мужчинам лучше всего быть в строгом деловом костюме и белой рубашке с неярким галстуком; для женщин абсолютно исключены брюки. Не принято курить в присутствии старших по возрасту и должности. Отдельных кабинетов в корейских офисах нет (или, точнее, почти нет), Офис крупной корейской фирмы выглядит на российский взгляд более чем непривычно. Он представляет собой огромный светлый зал. Нет ни коридора, ни отдельных кабинетов, все сотрудники сидят и работают в одном огромном помещении. К примеру, главный офис одной из ведущих корейских газет более всего напоминал ангар для «Боинга -747», в котором находилось не менее двух сотен сотрудников. В международном отделе радиостанции KBS в одном зале сидит около полусотни журналистов и переводчиков. В некоторых офисах как, например, в отделении KOTRA для удобства сотрудники отгорожены друг от друга барьерами, но эти барьеры носят скорее символический характер, так как они создают иллюзию замкнутого пространства.Система эта - американского происхождения, и предназначена она для того, чтобы все сотрудники были на виду и всегда была возможность удостовериться, кто и как работает Действительно, в такой обстановке практически невозможно укрыться от зоркого начальственного взгляда. Только начальство, причем даже не среднего, а высокого ранга, может располагаться в отдельных кабинетах. Менеджерам среднего звена в лучшем случае полагается небольшая отдельная загородка, отделенная от общего зала все тем же невысоким барьерчиком. Отдельные комнаты есть только для приема посетителей - небольшие помещения с неизменными низкими и очень мягкими диванами и креслами. В дальнем углу офиса или в отдельном помещении часто располагается «курилка», что совершенно необходимо. Не удивительно, что именно в «курилке» и рождаются те неожиданные идеи и блестящие тактические комбинации, которые определяют успех фирмы, а иногда, приводят и к ее краху. В некоторых фирмах «курилка» служит и местом питья кофе, без которого немыслима жизнь современного корейца. Кофе стал национальным напитком в деловой жизни современной Кореи. Современные офисные здания, как правило, отапливаются зимой и кондиционируются летом, но иногда еще встречаются офисы, посреди которых в холодное время года стоят мазутные печки или же электрические обогреватели. Разумеется, офисы компьютеризированы, оборудованы средствами связи, множительной техникой и др. офисной техникой. В большинстве отелей-делюкс имеется круглосуточно работающий бизнес-центр для содействия вашему бизнесу. В предлагаемые услуги входят отдельные комнаты для встреч, компьютеры с доступом в Интернет и принтерами, офисы под аренду, письменный и устный перевод. Эти бизнес-центры обычно также обеспечивают профессиональные секретарские услуги, доставку корреспонденции, аренду мобильных телефонов и факсов и т.п.
Кирилл, добрый день. У меня к Вам один вопрос: меня интересует поиск и поставка товара из Кореи. Нет ли у Вас фирм в Корее, оказывающих такие услуги? Буду очень признателен. Как с Вами связаться?
ОтветитьУдалить