суббота, 18 сентября 2010 г.

Наука и техника в Корее ч2

Развитие науки и техники

Роль науки и техники
С начала 60-х гг. науке и технике как важным инструментам в развитии экономики страны стали придавать особое значение, и планы их развития стали приводить в соответствие с экономическими планами.Задача содействия индустриализации, поставленная перед наукой и техникой, выполнялась в три этапа. На первом, который пришелся на 60-е гг., необходимо было заложить основы индустриализации, развивая импортозамещающие отрасли промышленности, расширяя легкую индустрию и поощряя производство средств производства. Стратегия научно-технического развития была направлена на повышение уровня научно-технической подготовки, создание технической инфраструктуры и содействие импорту зарубежных технологий. Именно в этот период создается центральный правительственный орган, призванный управлять этой деятельностью — Министерство науки и техники. В 1966 г. в стране открывается научно-исследовательский институт, занимающийся вопросами промышленной технологии, — Корейский институт науки и техники (КИНТ). А в 1967 г. принимается "Закон о развитии науки и техники".На втором этапе индустриализации в 70-егг. основное внимание было уделено подготовке кадров для тяжелой и химической промышленности, отработке механизма адаптации импортных технологий к местным условиям, а также научным исследованиям в наиболее важных для развития промышленности отраслях. Все это было направлено на поддержание усилий правительства по развитию тяжелой и химической индустрии. В этот период при поддержке государства создаются научно-исследовательские институты, специализирующиеся в области машиностроения, судостроения, океанологии, электроники, электричества и др. В 70-е гг. были приняты два закона — "Закон о развитии техники" и "Закон о развитии инженерной службы". В ходе индустриализации заметно расширился сектор обрабатывающей промышленности, что способствовало экономическому росту страны. С середины 70-х гг. структура промышленности начинает значительно модернизироваться.Задача, стоявшая перед страной на 90-е гг., заключается в том, чтобы сохранить существующие темпы роста и еще более повысить эффективность обрабатывающейпромышленности. В соответствии с этими целями политика индустриализации на третьем этапе, в 80-е гг., была направлена на изменение структуры промышленности и развитие таких наукоемких отраслей, как машиностроение и электроника, улучшение научно-технической подготовки кадров и повышение производительности труда. Для этого правительство Кореи неустанно добивалось привлечения высококвалифицированных ученых и инженеров и повышения их уровня путем принятия комплекса мер, направленных на улучшение обучения в выпускных классах средней школы, расширение программ обучения за рубежом и возвращение на родину работающих за границей специалистов.

Для большей эффективности научных исследований работа над отдельными крупномасштабными проектами стала осуществляться путем совместных усилий институтов, университетов и промышленных предприятий; одновременно оказывается содействие совместной научно-исследовательской деятельности с зарубежными специалистами, поощряется создание совместных с другими странами предприятий. Укрепив собственную материально-техническую базу и используя передовые достижения западной техники, правительству страны удалось наладить производство в ключевых отраслях промышленности.

Основные направления развития науки и техники
Признавая важную роль науки и техники в развитии страны, правительство Кореи разработало и приступило к осуществлению политики научно-технического развития. Начиная с 1962 г., когда был принят Первый пятилетний план экономического развития, все планирование обязательно предусматривало развитие науки и техники, как необходимое условие для выполнения поставленных задач. Стремясь осуществить надежды и чаяния народа, правительство уделяет первостепенное внимание развитию науки и техники, предпринимая конкретные шаги по проведению ряда программ в этой области. Основные направления политики в области науки и техники заключаются в том, чтобы в первую очередь способствовать "созданию", а не "копированию" научных достижений, развивать отдельные высокотехнологичные направления, которые найдут применение в XXI веке, совершенствовать научные программы, ориентированные на молодежь, и обеспечивать стабильноеинвестирование в научные исследования и разработки.

Для создания эффективного механизма и структуры управления наукой и техникой правительство намерено сосредоточить внимание на следующих направлениях.

Первое. Правительство и впредь будет уделять главное внимание развитию техники, что позволит науке и технике играть ведущую роль в социально-экономическом прогрессе страны. Имеющиеся средства будут в приоритетном порядке выделяться на нужды науки, создавая тем самым благоприятную социальную среду для привлечения в науку и технику специалистов высокой квалификации. Что касается действующих в настоящее время научно-технических программ и направлений, которые легко могут быть расширены, то они подлежат пересмотру в целях обеспечения последовательности и всеобъемлющего характера внедрения технологических новшеств. Кроме того, в соответствии со статьей 127 Конституции в настоящее время действует Президентский консультативный комитет по науке и технике, в который входят представители и эксперты из промышленных и научных кругов. Комитет призван помочь президенту страны определить наиболее существенные направления развития науки и техники.

Второе. Особое внимание правительство уделяет подготовке ученых и квалифицированных специалистов в целях удовлетворения быстро растущей потребности в научных исследованиях и разработках как в государственном, так и в частном секторе экономики. К 1991 г. в стране насчитывалось 76252 ученых и инженеров, т.е. на 10 тысяч жителей приходилось 17,6 научных работника, что было явно недостаточно. Для решения этой проблемы правительство совместно с представителями частного сектора намечает существенно улучшить подготовку в высших учебных заведениях. Согласно долгосрочным прогнозам потребности в ученых и высококвалифицированном техническом персонале, к 2001 г. Корея будет иметь 150 тысяч ученых и инженеров, что составит 30 специалистов на 10 тысяч населения. Из них 10%, или 15 тысяч человек, будут специалистами самого высокого класса и смогут играть ведущую роль в соответствующих областях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Для этого корейское правительство будет добиваться повышения уровня обучения в системе высшего инженерного образования, расширения возможностей обучения и стажировки специалистов за рубежом и поощрения репатриации проживающих в других странах ученых и инженеров корейского происхождения.

Третье. По сравнению с 1980 г. правительственные ассигнования на научные программы росли рекордными темпами. За последние восемь лет бюджет науки увеличивался ежегодно на 15%; одновременно с этим государственные предприятия, в том числе компании по производству средств телекоммуникаций и электроэнергии, стимулируются к выделению довольно значительной части своих доходов на техническое усовершенствование. Вместе с тем капиталовложения частного сектора в научные исследования и разработки возростагш примерно на 20% в год. Существенную помощь в виде различных программ, стимулирующих его деятельность, частный сектор получает от государства. В результате общие затраты на научные исследования и разработки повысились с 418 млн. долларов в 1981 г. (0,64% ВНП), до 5,46 млрд. долларов в 1991 г. (2,02% ВНП). Однако для того, чтобы Корея к концу века достигла в области науки и техники уровня развитых стран, ей понадобится вложить в науку еще больше средств. В 1998 г. правительство намерено увеличить ассигнования на НИОКР до 4,0% ВНП, а в 2001 г. они должны составить более 5%.

Четвертое. С 1982 г. корейское правительство взяло на себя осуществление научных проектов и исследований общенационального масштаба, которые необходимы для развития ключевых отраслей промышленности, но с которыми промышленность сама справиться не может. Выбор того или иного проекта определяется следующими критериями: его техническая сложность, преимущества по сравнению с соответствующими иностранными образцами, экономичность с точки зрения энергоемкости и потребления ресурсов, перспективы развития и социальная значимость. Из числа подобных проектов те которые были ориентированы на развитие промышленности, осуществлялись совместными усилиями промышленности, государственных учреждений и правительства; те же, которые представляли интерес для всего общества и касались, например, вопросов здоровья и охраны окружающей среды, развития энергетики и добычи природных ресурсов, осуществлялись силами государственного сектора. В соответствии с тенденцией к повышению уровня и усложнению научных работ государство систематически увеличивает ассигнования на проекты государственного масштаба.

Пятое. Для более эффективного использования средств, выделяемых на развитие исследований и в их абсолютном выражении явно недостаточных, а также в целях упорядочения выполнения проектов, правительство пересмотрело деятельность научно-исследовательских институтов, пользующихся поддержкой государства, университетов и частных предприятий, ведущих НИОКР. В 60-е гг. университеты и частные предприятия обладали чисто номинальной возможностью вести научную работу, поскольку она была почти полностью сосредоточена в государственных институтах. В 80-е гг. положение коренным образом изменилось. Частный бизнес начал организовывать научно-исследовательские лаборатории при заводах, университеты также стали активней заниматься научными изысканиями и выделять на них больше средств. Примечательно, что в университетах главное внимание уделяется фундаментальной науке, а частные организации интересует в основном коммерческая отдача от проведенных научных работ. Институты, существующие на государственные средства, выполняют роль моста между этими двумя полюсами: они ведут в некоторых областях научную работу, которая частным предприятиям не по средствам или связана для них с большим риском. Кроме того, государственные институты занимаются важными социально-экономическими проблемами общегосударственного масштаба.

Шестое. Правительство Кореи осуществило ряд мер в интересах частных предприятий, которые в условиях свободной рыночно экономики играют ведущую роль в развитии промышленной технологии. Что касается частных разработок, то правительство путем косвенных стимулов на конкурентной основе помогает частным предприятиям; в то же время оно, кооперируясь с частным и государственным секторами, оказывает им как прямую, так и косвенную поддержку, если те ведут научную работу в интересах всего общества.

Исходя из этих двух основных принципов, правительство рекомендует крупным компаниям создавать не менее одного научно-исследовательского центра, а мелким и средним — организовывать своего рода консорциумы для проведения исследований в смежных областях. Стимулирование со стороны правительства в этом случае выражается освобождением от налогов, а также предоставлением скидок, финансовых субсидий, долгосрочных ссуд на цели развития под невысокий процент, гарантий государственных поставок и др. Вся эта система стимулов способствовала быстрому увеличению количества частных научно-исследовательских учреждений: если в 1980 г. их было 52, то в апреле 1992 г. их уже насчитывалось 1445. За этот же период появилось 68 совершенно новых научно-исследовательских консорциумов. Кроме того, правительство планирует свести до минимума контроль над промышленностью и ограничения на ее деятельность, что соответствует новой политике либерализации на принципах свободного рынка. Для этого в стране будут высвобождены практически все стимулы технического развития, пересмотрены протекционистские меры, защищающие интересы корейских изобретателей, и пересмотрены все законы и правила, касающиеся науки и техники, в пользу расширения автономии.

Седьмое. Корея укрепила международное сотрудничество в области техники, которая становится все более интернациональной. Чтобы лучше включиться в процессы сближения и усиления взаимозависимости, происходящие в мировой экономике, Корея, особенно начиная с 1980 г., расширяет двустороннее сотрудничество и участие в многосторонних международных проектах. К концу 1992 г. Корея заключила с другими странами 25 соглашений о научно-техническом сотрудничестве. В стране регулярно проводятся встречи министров по делам науки. В настоящее время правительство оказывает финансовую поддержку 72 совместным международным научным проектам. В 1992 г. эта помощь составила 6,3 млн. долларов. И в дальнейшем правительство будет всячески содействовать международному обмену специалистами, технической информацией, реализации совместных научно-исследовательских программ и активному сотрудничеству на основе взаимной выгоды. Кроме того, Корея намерена расширить масштабы своей технической помощи развивающимся странам с тем, чтобы делиться своими знаниями и достижениями во имя всеобщего процветания.

Восьмое. Одной из основных задач своей внутренней политики правительство считает обеспечение равномерного развития и распределения современных технологий по стране. Начиная с 70-х гг., промышленные комплексы стали создаваться в главных регионах Кореи; в то же время велось активное строительство города науки Тэдока, а поблизости от него начали развиваться отрасли промышленности, использующие передовую технологию. Правительство планирует строительство в основных индустриальных районах Кореи специализированных научно-исследовательских центров, создав таким образом настоящий технический пояс страны, в котором благодаря развитой сети телекоммуникаций, транспорта и сервисного обслуживания научный потенциал специалистов, технология и информация будут объединены для использования с максимальной отдачей.

Девятое. Одной из основных задач является создание климата, благоприятствующего развитию научно-технических исследований. С этой целью правительство совместно с научными работниками и промышленниками, а также с помощью средств массовой информации развернуло в стране движение по пропаганде научных знаний, которое призвано создать такую обстановку, в которой человек смог бы использовать достижения науки в своей повседневной жизни. В таких условиях тяга молодежи к научным знаниям соединится с духом рационализма, эффективности и творчества. Правительство также планирует решить через это движение еще одну задачу — помочь людям адаптироваться в условиях современного индустриального общества, что в свою очередь будет также способствовать дальнейшему развитию страны.

Долгосрочный план развития науки и техники на третье тысячелетие

Корейское правительство поставило перед собой задачу превратить страну к 2000 г. в развитое государство. Для осуществления этих замыслов Министерство науки и техники разработало "Долгосрочный план развития науки и техники с перспективой на третье тысячелетие".При ограниченности имеющихся ресурсов Корея отдает себе отчет в трудностях, связанных с конкуренцией с высокоразвитыми странами одновременно во всех областях. Поэтому Корея, основываясь на ряде критериев, определит для себя несколько направлений, где у нее есть сравнительные преимущества, и сосредоточит все свои усилия именно на их развитии. Исходя из этих соображений, правительство разделило научно-технические направления на пять групп.

К первой относятся те направления, экономическую выгоду от которых можно получить достаточно быстро, например, информатика, тонкая химическая технология и точное машиностроение.

В следующую группу входят биотехнология и производство новых материалов, где успеха можно ожидать в течение среднего по продолжительности промежутка времени.

К третьей группе относятся те отрасли науки, которые имеют значение для всего общества и связаны с вопросами охраны окружающей среды, здоровья и благополучия населения.

Четвертую составляют океанография и аэронавтика, отдачу от которых можно ожидать через средний или длительный промежуток времени.

В последнюю, общую группу входят те направления, которые являются основой развития всех секторов науки и техники вне зависимости от срока получения экономической выгоды.Правительство разработало несколько стратегических планов, согласно которым и будет осуществляться развитие науки и техники во всех пяти группах. Во-первых, ограниченность ресурсов и средств, выделяемых на научные исследования, обусловило принятие плана "Специализация", который предусматривает выбор и развитие определенных технических направлений. Следующий план, "Сотрудничество", предполагает объединение усилий промышленных предприятий, учебных и научно-исследова-тельских институтов при создании общей системы научных исследований. В-третьих, для вывода корейской науки за рамки, налагаемые внутренними возможностями для проведения НИОКР, намечено проводить политику "интернационализации" научно-исследовательских программ. План "Локализация" предполагает создание сети научно-исследовательских центров во всех основных регионах страны. И, наконец, план "Автономия", который позволит частному сектору воспользоваться всеми преимуществами рыночных механизмов в экономике.
Сбалансированное осуществление всех этих стратегических планов позволит Корее ускорить научно-технический прогресс и войти к концу нынешнего столетия в число развитых стран.В последнее время в правительстве был разработан "Семилетний план развития передовой технологии и промышленности", согласно которому приоритеты будут отданы таким стратегически важным отраслям, как информатика, механотроника, производство новых материалов, биотехнология, тонкая химическая технология, развитие новых источников энергии, космическая технология, инженерная океанография и социально значимая технология.

Комментариев нет:

Отправить комментарий