Республика Корея является одной из стран Восточной Азии, в которой конфуцианство (по-корейски - Югё) рассматривается как система моральных и этических ценностей, регулирующих взаимоотношения людей и побуждающая их быть последователями высшей мудрости, определяющей нормы справедливости, праведности и соответствия человека, какое бы место он не занимал в социально-общественной иерархии.
В древней Корее китайское конфуцианство было известно с IV века. В XIII веке неоконфуцианство в истолковании китайца Чжу Си и корейца Ли Тхвеге проникло в Корею естественным путем из Китая и начало распространяться образованными представителями правящего класса.
В современной Корее Югё - это не религия в ее классическом понимании, а философское учение и жизненное наставление. Одним из важных трудов о Югё, на котором базируются мировоззрение современных корейцев, это китайский «Трактат о сыновней почтительности» - называемый по-корейски Хё ген. Еще во времена древнего государства Силла этот трактат был обязательным для изучения и входил в категорию немногих конфуцианских канонов, которые изучали в учебных заведениях, и знание которых было необходимо для сдачи государственных экзаменов.
В философии Югё понятие гуманность - Ин выступает как высшая категория морали, как норма взаимоотношений между людьми. Существует пять основных норм нравственных отношений, в рамках которых человек только и может оставаться человеком и отличается от животного: между отцом и сыном существует родительская любовь; между правителем и подданным - долг и справедливость; между супругами - разграничение; между старшими и младшими - порядок; между друзьями - доверие.
Важно особо отметить вытекающую из Югё тягу корейцев к коллективизму – ури и националистический дух - кибун, доказывающий сверхчеловеческие способности корейцев и их уникальную национальную сущность.
Согласно традициям Югё система отношений в семье составляют основу отношений в обществе и государстве. Она представляет собой категорию нравственности, включавшую в себя повиновение родителям, уважение и любовь к ним, выполнение сыновнего долга, утешение и увещевание родителей и прочее. Подобное «почитание родителей» является врожденной нравственной категорией, вытекающей из самой природы человека, универсальной нормой, которая должна быть присуща всякому, почитание родителей лежало в основе любых поступков, а услужение господину или правителю в духе этой идеи выступало уже в качестве - чхун верности государю.
Почтительность к монарху воспитывалась на почитании родителей, на уважении и выполнении сыновнего долга. Главными условиями взаимоотношений в семье были - покорность и почитание родителей, подчинение младшего брата - старшему, верность и почтительность жены по отношению к мужу. Этот принцип отводит каждому человеку определенное место в обществе. Государство является большой семьей, а семья является главной ячейкой общества. Из этого следовало, что отец должен относиться к сыну доброжелательно, а сыновья к отцу - с сыновней почтительностью; старший брат должен относиться к младшему с добротой, а младший брат к старшему - с уважением; муж должен относится к жене справедливо, а жена к мужу - услужливо; правитель должен относиться к подданным благожелательно, а подданные к правителю - с верностью.
Этика Югё создала прочные основы взаимоотношений между корейцами. Социальный мир, в соответствии с учением Югё, поделен на четкие структуры: старшие - младшие, руководитель - подчиненный, и т. п. При этом социально - общественно-политическая структура общества также строго иерархична - связи в ней преимущественно вертикальные. Это означает, что отношения между равными (руководитель - руководитель, подчиненный - подчиненный) гораздо менее значимы, чем отношения подчинения (руководитель - подчиненный).
Современная культура взаимоотношений корейцев выстроенная по вертикали - как совокупность высших норм мудрости и этики, в которой установлена иерархическая субординация ценностей и добродетелей, отражает, пять принципов отношений: правителя и подданного, отца и сына, старшего брата и младшего брата, мужа и жены, сына и матери, двух друзей.
Эти черты этики Югё проявляются в Корее в поведении собеседников. В их специфических жестах, поклонах, особых манер приветствия, в письменных и устных формах выражения вежливости, учтивости и почтения.
Одним из главных проявлений конфуцианских традиций в современном корейском обществе можно считать стойкую приверженность корейцев к жестко регламентированной иерархичности общественного устройства, к четко очерченному кругу обязанностей и прав конкретного индивида с учетом его возраста, семейного и общественного положения. Это выражено в обостренном чувстве принадлежности к тому или иному социальному полю, принадлежность к клану, провинции, школе, классу. И упомянутый выше коллективизм проявлялся, прежде всего, в рамках конкретной социальной группы. Чувство сопричастности к совместной жизни с ближним наряду с пристальным вниманием к выходцам из других кланов, вместе с коллективизмом причудливым образом взращивало избыточную конкурентность, убежденность в том, что «если он может, то и я могу».
Понятие «чужака», четкая работа веками складывающейся идентификационной системы «свой - чужой» породили у корейцев скрытность. Непосредственно примыкающая к скрытности погруженность в себя также может быть отнесена к национальной особенности корейцев.
Сложные условия обеспечения жизнедеятельности, неблагоприятные во многом природные условия, помноженные на быстрый рост корейского этноса, породили «трудоголизм». Тяжелый труд, напряженное ожидание его результатов, с одной стороны, настраивали людей на длительность процесса труда, а с другой стороны - на достижение конкретного результата.
Дисциплинированность рабочей силы, готовность корейцев без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов, который обеспечил и политическую стабильность, и высокую производственную дисциплину. Без стабильности и дисциплины был бы невозможен успех в тот период, когда развитие страны зависело от копирования зарубежных технологий.
Длительное время невысокий в целом уровень жизни большей части населения страны явился причиной особенного восприятия корейцами понятия «счастье» по их мнению, счастье - это то, что «падает с неба», это фатальная удача, а не то, что достигается трудом.
Несмотря на то, что традиционная конфуцианская структура общественных отношений меняется, в Корее она все еще преобладает. Возраст и социальное положение имеют большое значение, и от младших ожидают беспрекословного следования желаниям старших. Поэтому корейцы часто задают вопрос о вашем возрасте, а иногда - и о семейном положении, чтобы определить свое положение по отношению к вам исходя из принципов Югё.
Эти вопросы задают не из праздного любопытства. В любом случае, если вопрос корейца поставил вас в тупик, можно тактично отказаться на него отвечать или же принять корейские правила игры и самому начать подробно расспрашивать о возрасте собеседника.
Соблюдение ритуалов Йэ, предписанных правилами Югё, также занимают одно из важных мест в национальной культуре Кореи. В древности считалось, что ритуалы регулируют поведение человека в семье, обществе, государстве и должно было способствовать порядку и гармонии отношений между людьми.
Корейский термин Йэ на русский язык обычно переводится словами "обряд", "церемония", "ритуал", "норма поведения". Наиболее известные ритуалы в современной Корее связаны с циклами в жизни человека: пэкиль - "сто дней" со дня рождения ребенка; толь - "первая годовщина" со дня рождения ребенка, когда определяется его будущая судьба; хвангап - "шестидесятилетие" - торжественный день выражения уважения старшему в семье со стороны всех родственников; ежегодный себэ - "новогодний поклон" старшим в семье.
Особенно важны ритуалы «чеса» - жертвенные обряды, связанные с культом предков. Согласно традиционным корейским представлениям, когда человек умирает, его душа не сразу покидает тело, а остается с потомками, то есть согласно корейским обычаям после смерти человек не умирал полностью. Душа умершего, имеет материальные формы и нуждается в кормлении, находится на земле на протяжении четырех поколений и может не только посещать своих родственников, но и оказывать воздействие на их земные дела. Все это время покойный считается членом семьи, и корейцы подтверждают свою связь с предками с помощью разных обрядов, которые регламентированы Хё. Эти обряды проводятся в особые дни, например, в новый год по лунному календарю Соллаль или в Чхусок, а также в день смерти усопшего.
Корейцы также верят, что люди могут жить хорошо и счастливо, благодаря жертвам своим усопшим предкам. Стоит отметить, что главная ответственность за содержание престарелых родителей и совершение церемоний жертвоприношений духам предков ложится на старшего мужчину.
В самой церемонии жертвоприношений предкам, принимают участие почти исключительно мужчины, а роль женщин нередко сводится к приготовлению жертвенного стола и созерцанию церемонии издали. Таким образом, роль мужчины оказывается более значимой, чем роль женщины. Поэтому в традиционном корейском обществе по конфуцианским нормам доминирующее положение занимают мужчины.
Особое место в современной корейской жизни занимают ритуалы государственного значения: ритуалы выражения уважения государственным символам - флагу и гимну.
В Корее из Китая были восприняты также религиозно - мистические и общественно - политические представления об «Ымянъ охэн» (учение о пяти первоэлементах, или «стихиях», природы и взаимодействии светлого и темного начал). В книге «История Корё» в разделе «Записи о пяти стихиях природы» о «Ымян охэнъ» написано следующее: «Небу присущи, пять движений, земле - пять стихий. Жизнь человека исчерпывается их взаимодействием. Они проистекают из пяти внутренних органов человека и находят свое проявление в пяти внешних признаках. Таким образом, если их сдерживать, все будет хорошо, если не сдерживать, то это к добру не приведет. Первое - хороший признак, второе - не сулит добра». Суть учения об «Ымян охэн» сводится к следующему: земля, дерево, металл, огонь и вода составляют пять первоэлементов, из которых образован мир. Эти первоэлементы возникают из «Ки», являющейся их основой. «Ки» рассматривалось одновременно как нечто, вроде мелких телесных образований, и как что-то подобное воздуху. В свою очередь, оно представлено двумя состояниями: «Янги» - активное, светлое «Ки», и «Ымки» - пассивное, темное «Ки».
В процессе борьбы двух противостоящих разновидностей «Ки» возникли пять материальных элементов. Их последующее взаимодействие привело к возникновению неба, земли и всего сущего. Пять первоэлементов, лежащих в основе пяти действий в природе, подвержены процессу последовательной смены друг друга: земля сменяется деревом, дерево - металлом, металл - огнем, огонь - водой.
Особо отмечалось, что если человек не поступает - в соответствии с волей Неба и не отражает в своем поведении перемены в «естественном», он должен еще морально воспитать себя. В связи с этим, основная цель изучения природы не должна расходиться с волей Неба. По корейской традиции каждая королевская династия наделена Небом качествами и добродетелями, соответствующими проявлениям одной из пяти «стихий», а, обладая выпавшей на ее долю удачей, она становится царствующей. Таким образом, любая королевская династия становится царствующей, если она обладает одной из пяти добродетелей проявлений «стихий» природы: добродетелью земли, дерева, металла, огня или воды. В годы правления династии, которая обладает той или иной добродетелью, полный расцвет получает тот первоэлемент природы, которому соответствует данная добродетель. А поскольку Небо не в состоянии непосредственно определить конец королевской династии, оно приближает момент окончания существования того первоэлемента природы, который соответствует добродетели этой династии. Например, предзнаменованием конца царствования королевской династии, которой соответствует добродетель дерева, являются высохшие и опадающие листья деревьев.
Геомантия в Корее
Геомантия - система предсказаний и способы гадания по географическим координатам и складкам местности, которые используются при выборе мест для кладбищ, строительства городов и жилых домов, а также для расположения предметов в жилых помещениях. Счастье или несчастье, удача или неудача, судьба человека стоит в зависимости от условий той местности, в которой расположено его жилище и место захоронения его предков, а судьба страны - от географического расположения столицы государства.
По-корейски геомантия называется «пхунъсу», что буквально означает "ветер и вода". Суть геомантии сводится к тому, что существует первоматерия «Ки», которая проявляется в форме двух противоположных начал – «Ым» и «Янъ», которые в своем развитии воплощаются в пяти космогонических первоэлементах - земля, дерево, металл, огонь, вода, которые в свою очередь приводят к рождению всего сущего.
В геомантии из всех пяти первоэлементов особое значение придавалось Земле как материнскому началу, стоящему у истоков жизни. Земля порождает все, что есть на свете. Энергия Земли в каждом определенном месте оказывает решающее воздействие на тех, кто использует этот участок Земли.
Там, где мужское и женское начала, то есть небо и земля находятся в согласии и взаимодействии, внутренняя энергия Земли вырывается наружу, вызывая тем самым возмущение внешней энергии, и таким образом, производит ветер и воду. Такие места, через которые вытекает энергия и где она аккумулируется, считаются благоприятными. Они называются «мендан». В том месте, которому присущи наибольшие жизненные силы (оно и есть «мендан») и будет обеспечено процветание всего сущего.
Расцвет жизни всего живого и счастье живущих, возможны лишь тогда, когда жилища и могилы предков расположены в местах, наделенных жизненной энергией. Где есть наивысший расцвет и в наибольшем количестве собраны жизненные силы. Необходимо также, чтобы рядом был холм или гора, чтобы заключить в них перемещающиеся по земле жизненные силы. Особо важны струящиеся воды от протекающих рядом реки или ручья, которые бы встали на пути исчезновения жизненных сил, заключенных в недрах земли.
Идеальным местом считается участок, окруженный горами. Это могут быть; высокая, сильно изрезанная цепь гор к северу, а по бокам холмы, образующие целый ряд хребтов: хребты, уходящие влево, называются «синим драконом», вправо – «белым тигром». Любое здание или захоронение должны располагаться лицом к невысокому холму на юге, а с центра участка должно просматриваться относительно большое равнинное пространство.
В доме, построенном на идеальном месте, будет царить счастье и благополучие. Выбор места для могил предков оказывает длительное и решающее влияние на судьбы всей семьи. Если человек или семья переживают одно несчастье за другим, это приписывается неудачному расположению их дома или могилы предков. При строительстве дома или выборе места для погребения корейцы всегда учитывают особенности окружающей природы.
Занятие геомантией всегда было очень прибыльно в Корее. Этим ремеслом занимались специальные люди – «пхунсу». Их знания высоко ценились и ценятся в корейском обществе независимо от занимаемого социального положения людей. Наиболее известны в Корее геоманты - Тосон, Мёчхон и Досён. Но наиболее больший авторитет у геомантов имеет учение буддийского монаха - геоманта Тосона, жившего в конце периода Сила. Он известен своим предсказанием рождения Ван Гона - основателя и первого правителя государства Коре, и своим учением «Чири пхунсусоль», суть которого он изложил в своём произведении «Тосон пиги» - «Сокровенные записки Тосона».
Основные геомантические представления Тосона - это «Ымян точхамсоль» - система предсказаний, основанная на гадательных гексаграммах. «Ымян сунёксоль» учение о предвидении на основе взаимодействия темного и светлого начал, «Ымян пибосоль» предсказание грядущего воздаяния за содеянное, «Ымян свевансоль» учение о том, как избежать грядущих неудач и превратностей судьбы.
Предсказания, основанные на гадательных гексаграммах, сводились к тому, что в зависимости от перемены географического расположения объекта можно предугадывать не только участь отдельных людей, но и судьбы государства.
Тосон использовал разные методы предсказания. Например, метод предсказания - «Чири сунёк-соль» исходил из той предпосылки, что выбор места может благоприятствовать или не благоприятствовать судьбе. Если местожительство и кладбище выбрано удачно, то человеку и его потомству не грозят несчастья; в противном же случае виды на будущее могут быть не столь благоприятными.
Смысл предсказания «Свевансоль» исчерпывается утверждением, что, если человека или страну преследуют неудачи, значит, местоположение жилищ или кладбищ уже исчерпало свои счастливые возможности. В том же случае, когда судьба благоприятствует человеку или всей стране, условия географического расположения превосходны.
Согласно предсказанию «Писоль», место, неблагоприятное по своим условиям и географическому расположению, может быть искусственно улучшено. Так, если склоны холма или горы уже не могут удовлетворять необходимым требованиям, когда, например, ручьи меняют от наносного ила свое направление, это положение необходимо исправить земляными работами.
Особый упор геомант Тосон делал на такой геомантический прием, как «Пибо сатхабсоль». «Пибо сатхабсоль» это способ привести условия местности в соответствие с требованиями геомантии путем постройки башенки – «кумирни Тхап». Возведение буддийских часовен или «кумирни» компенсирует слабые стороны того или иного географического расположения пункта.
Особо стоит отметить создателя теории «Пхунсу чирисэль», геоманта Досёна. В своей теории он осуждал систему сильной централизованной власти, а предпочтение отдавал укреплению власти кланов на местах.
Существуют также формы, и мотивы которые представляют собой определенные образы-символы, связанные с традиционными корейскими пожеланиями. Это очень популярные в корейской культуре иероглифы, «пок» - долголетие, «су» - богатство, «тхэ» - мир и согласие, «кан»- процветание.
Очень важна роль цветов и животных. Изображение пары мандаринских уточек или пары бабочек считается символом брачного союза и супружеского счастья. Цикада символизирует вечную юность и возрождение. С пожеланием счастья ассоциируется пальчатый лимон. Пион - традиционный символ богатства, пышности, процветания. Лотос - символ чистоты и семейного согласия. Цветок хризантемы - символ, радости спокойной уединенной жизни, долголетия. Цветок граната - символ богатства. Все символы, связанные с идеей долголетия в Корее особенно почитаемы. Они объединяются в характерный для Кореи набор из десяти символов – «сипчансэн»: солнце, камень, вода, сосна, облако, журавль, олень, бамбук, черепаха, гриб пуллочхо.
В корейской традиции важна роль животных. Корейские мифы говорят, что черепаха еще до появления людей на Корейском полуострове была посланником короля - синего дракона Востока, который обитает на дне корейских морей. Черепаха, сплетенная со змеей «имуги», духи - хранители корейского дома и символ удачи.
Обычаи
Если вы хотите подозвать человека, делайте это рукой с ладонью, обращенной вниз. В Корее не принято подзывать человека рукой с обращенной вверх ладонью или манить пальцем, ибо так обычно подзывают собак. Сами корейцы очень любопытны, но не навязчивы. Плохо знают английский язык, но объясниться на английском языке с ними возможно.
В странах Восточной Азии большое значение придают краскам. Например, нельзя писать имя человека красными чернилами. Этими красками пользуются, если человек умер.
Корейское числительное китайского происхождения - 4 - «Са» является омонимом иероглифа - смерть. Поэтому часто четвёртый этаж в жилых помещениях обозначается буквой "F".
При открытии нового офиса или магазина большое количество горшков с цветами, украшенных красными лентами с пожеланиями успеха и благополучия ставятся в новом месте. Посреди нового места ставится - свиная голова с торчащими из пасти купюрами номиналом по 10 тысяч корейских Вон. Свиная голова, деньги и красный цвет необходимы, чтобы приманить удачу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий