вторник, 14 сентября 2010 г.

Корейские традиции

Респуб­лика Корея является одной из стран Восточной Азии, в которой конфуциан­ство (по-корейски - Югё) рас­сматривается как система моральных и этиче­ских ценно­стей, регулирую­щих взаимоотно­ше­ния людей и побуждающая их быть последо­вате­лями высшей мудро­сти, определяю­щей нормы справед­ливо­сти, правед­ности и соответствия человека, какое бы ме­сто он не зани­мал в соци­ально-общест­вен­ной ие­рархии.

В древней Корее китайское конфуцианство было известно с IV века. В XIII веке неоконфуциан­ство в истолковании китайца Чжу Си и корейца Ли Тхвеге про­никло в Корею естественным путем из Китая и начало распространяться обра­зованными представителями правящего класса.

В современной Корее Югё - это не религия в ее классическом понимании, а фи­ло­соф­ское учение и жизненное наставление. Одним из важных трудов о Югё, на котором базируются мировоззрение совре­менных корейцев, это китай­ский «Трактат о сынов­ней почтительно­сти» - называемый по-корейски Хё ген. Еще во времена древнего государ­ства Силла этот трактат был обязатель­ным для изучения и входил в катего­рию немно­гих конфуцианских канонов, кото­рые изучали в учебных заведениях, и зна­ние которых было необходимо для сдачи государственных экзаменов.

В филосо­фии Югё понятие гуманность - Ин выступает как выс­шая катего­рия мо­рали, как норма взаимоотношений между людьми. Существует пять основ­ных норм нравст­венных отно­шений, в рамках которых чело­век только и может оста­ваться чело­веком и отличается от животного: ме­жду отцом и сыном сущест­вует родительская любовь; между прави­телем и поддан­ным - долг и спра­ведли­вость; между супругами - разграничение; между старшими и млад­шими - поря­док; между друзьями - доверие.

Важно особо отметить вытекающую из Югё тягу корейцев к коллективизму – ури и националистический дух - кибун, доказывающий сверхчеловече­ские способ­ности корейцев и их уникальную национальную сущность.

Согласно традициям Югё система отношений в семье со­ставляют основу отно­ше­ний в об­ществе и государстве. Она представляет собой категорию нрав­ст­венности, включавшую в себя повиновение родителям, уважение и лю­бовь к ним, вы­полнение сыновнего долга, утешение и увещевание роди­те­лей и прочее. Подобное «почитание родителей» являет­ся врожденной нравст­венной категорией, вытекающей из самой природы человека, универсаль­ной нормой, кото­рая должна быть присуща всякому, по­читание роди­телей лежало в ос­нове любых поступков, а услужение господину или пра­вителю в духе этой идеи высту­пало уже в качестве - чхун верности госу­дарю.

Почтительность к монарху воспиты­валась на почитании родителей, на уваже­нии и выполне­нии сыновнего долга. Главными условиями взаимоотно­шений в се­мье были - по­корность и почитание родителей, подчинение млад­шего брата - старшему, верность и почтительность жены по отношению к мужу. Этот прин­цип отводит каждому чело­веку определенное место в обще­стве. Государство явля­ется большой семьей, а семья является главной ячей­кой обще­ства. Из этого следовало, что отец должен относиться к сыну добро­жела­тельно, а сыно­вья к отцу - с сыновней почтительно­стью; старший брат должен отно­ситься к млад­шему с добротой, а младший брат к старшему - с уважением; муж должен отно­сится к жене справед­ливо, а жена к мужу - услуж­ливо; прави­тель должен отно­ситься к под­дан­ным благо­желательно, а под­дан­ные к прави­телю - с верно­стью.

Этика Югё создала прочные основы взаимоотношений между корей­цами. Соци­аль­ный мир, в соответст­вии с учением Югё, поде­лен на четкие струк­туры: стар­шие - младшие, руководитель - подчиненный, и т. п. При этом соци­ально - общест­венно-политиче­ская структура общества также строго иерар­хична - связи в ней преимуще­ственно верти­кальные. Это означает, что отноше­ния ме­жду равными (руководи­тель - руководи­тель, подчинен­ный - подчи­нен­ный) го­раздо менее значимы, чем отношения подчине­ния (руководи­тель - подчинен­ный).

Современная культура взаимоотношений корейцев выстроен­ная по вер­ти­кали - как совокуп­ность выс­ших норм мудрости и этики, в которой установ­лена ие­рархи­ческая суборди­нация ценностей и добродетелей, отра­жает, пять принци­пов отноше­ний: правителя и поддан­ного, отца и сына, старшего брата и млад­шего брата, мужа и жены, сына и матери, двух дру­зей.

Эти черты этики Югё проявля­ются в Корее в поведении собеседни­ков. В их спе­ци­фических жестах, покло­нах, осо­бых манер приветст­вия, в пись­менных и устных формах выраже­ния вежли­вости, учтивости и почте­ния.

Одним из главных проявлений конфуцианских тради­ций в современном корей­ском обществе можно считать стойкую привержен­ность корей­цев к же­стко регла­ментированной иерар­хичности общественного устрой­ства, к четко очерчен­ному кругу обязанностей и прав конкретного индиви­да с учетом его воз­раста, семейного и общественного положе­ния. Это выражено в обострен­ном чувстве принадлежно­сти к тому или иному социальному полю, принадлеж­ность к клану, провинции, школе, классу. И упомянутый выше коллекти­визм прояв­лялся, прежде всего, в рамках конкрет­ной соци­альной группы. Чувство сопри­частности к совместной жизни с ближ­ним наряду с присталь­ным внима­нием к выходцам из других кланов, вместе с коллекти­визмом причуд­ливым обра­зом взращи­вало избыточную конкурентность, убеж­ден­ность в том, что «если он может, то и я могу».

Понятие «чужака», четкая ра­бота веками складывающейся иденти­фикацион­ной сис­темы «свой - чужой» породили у ко­рейцев скрытность. Непосредст­венно примыкаю­щая к скрытно­сти погруженность в себя также может быть отне­сена к национальной осо­бенности корейцев.

Сложные условия обеспечения жизнедеятельности, неблагоприятные во мно­гом природ­ные усло­вия, помноженные на быстрый рост корейского эт­носа, поро­дили «трудо­голизм». Тя­желый труд, на­пряженное ожидание его ре­зульта­тов, с одной сто­роны, настраивали лю­дей на длительность про­цесса труда, а с другой стороны - на достижение конкрет­ного результата.

Дисциплинированность рабочей силы, готов­ность корейцев без ро­пота сно­сить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов, кото­рый обеспечил и политическую стабильность, и высо­кую производствен­ную дисцип­лину. Без стабильности и дисциплины был бы невозмо­жен успех в тот период, когда развитие страны зависело от копирования зарубеж­ных техно­ло­гий.

Длительное время невысокий в целом уровень жизни боль­шей части населе­ния страны явился причи­ной особенного восприятия корейцами по­ня­тия «сча­стье» по их мнению, сча­стье - это то, что «падает с неба», это фаталь­ная удача, а не то, что достигается тру­дом.

Несмотря на то, что традиционная конфуцианская структура общественных от­ноше­ний меняется, в Корее она все еще преобладает. Возраст и социаль­ное поло­же­ние имеют большое значение, и от младших ожидают беспрекослов­ного следования жела­ниям старших. Поэтому корейцы часто за­дают вопрос о ва­шем возрасте, а иногда - и о се­мейном положении, чтобы оп­ределить свое поло­жение по отношению к вам исходя из принципов Югё.

Эти вопросы задают не из праздного любопытст­ва. В лю­бом слу­чае, если во­прос ко­рейца поставил вас в ту­пик, можно тактично отказаться на него отве­чать или же принять корейские пра­вила игры и самому начать под­робно рас­спраши­вать о возрасте собеседника.

Соблюдение ритуалов Йэ, предписанных правилами Югё, также занимают одно из важных мест в националь­ной культуре Кореи. В древности считалось, что ри­туалы регулируют поведе­ние человека в семье, обществе, государ­стве и должно было способствовать порядку и гармонии отношений между людьми.

Корейский термин Йэ на русский язык обычно перево­дится словами "обряд", "цере­мония", "ритуал", "норма по­веде­ния". Наиболее известные ритуалы в со­вре­менной Корее связаны с циклами в жизни человека: пэкиль - "сто дней" со дня рождения ребенка; толь - "первая годов­щи­на" со дня рождения ре­бенка, ко­гда определяется его будущая судьба; хвангап - "шести­десяти­ле­тие" - торжест­венный день выражения уваже­ния старшему в семье со сто­роны всех род­ственников; ежегодный себэ - "новогодний поклон" старшим в се­мье.

Особенно важны ритуалы «чеса» - жертвенные об­ряды, связанные с культом пред­ков. Согласно традиционным корейским представлениям, когда человек уми­рает, его душа не сразу поки­дает тело, а остается с потомками, то есть со­гласно корейским обы­чаям после смерти человек не умирал полностью. Душа умершего, имеет материаль­ные формы и нуждается в кормлении, нахо­дится на земле на протяжении четырех поколений и может не только посе­щать своих родственни­ков, но и оказы­вать воз­действие на их земные дела. Все это время покойный считается членом семьи, и корейцы подтвер­ждают свою связь с пред­ками с помощью разных обрядов, кото­рые регламенти­рованы Хё. Эти об­ряды проводятся в особые дни, например, в но­вый год по лунному календарю Сол­лаль или в Чхусок, а также в день смерти усопшего.

Ко­рейцы также верят, что люди могут жить хоро­шо и счастливо, благодаря жерт­вам своим усопшим предкам. Стоит отметить, что главная ответствен­ность за содер­жа­ние престарелых родителей и совершение церемоний жертво­при­ношений духам пред­ков ложится на старшего мужчину.

В самой церемонии жертвоприношений предкам, принимают участие почти ис­ключи­тельно мужчины, а роль женщин нередко сво­дится к приготовлению жертвен­ного стола и созерцанию церемонии издали. Та­ким образом, роль муж­чины оказывается более значимой, чем роль женщины. Поэтому в традици­он­ном корейском обществе по конфуцианским нормам доминирую­щее положение занимают мужчины.

Особое место в современной корейской жизни занимают ритуалы государствен­ного значения: ритуалы выражения уважения государствен­ным симво­лам - флагу и гимну.

В Корее из Китая были восприняты также религиозно - мистические и общест­венно - политические представления об «Ымянъ охэн» (учение о пяти перво­эле­ментах, или «стихиях», природы и взаимодействии свет­лого и тем­ного начал). В книге «История Корё» в разделе «Записи о пяти стихиях при­роды» о «Ымян охэнъ» написано следующее: «Небу присущи, пять движений, земле - пять сти­хий. Жизнь человека исчерпывается их взаимодейст­вием. Они происте­кают из пяти внутренних органов че­ловека и находят свое проявление в пяти внешних при­знаках. Таким образом, если их сдерживать, все будет хо­ро­шо, если не сдержи­вать, то это к добру не приведет. Первое - хороший при­знак, вто­рое - не сулит добра». Суть учения об «Ымян охэн» сводится к сле­дую­щему: земля, дерево, металл, огонь и вода составля­ют пять первоэлемен­тов, из кото­рых образован мир. Эти первоэлементы возникают из «Ки», являю­щейся их основой. «Ки» рассматривалось одно­вре­менно как нечто, вроде мел­ких телесных образо­ваний, и как что-то подоб­ное воз­духу. В свою очередь, оно представлено двумя состоя­ниями: «Янги» - ак­тивное, светлое «Ки», и «Ымки» - пассив­ное, темное «Ки».

В про­цессе борьбы двух противостоящих разновидностей «Ки» воз­никли пять мате­риаль­ных элементов. Их после­дующее взаимодейст­вие при­вело к возникно­ве­нию неба, земли и всего сущего. Пять первоэлементов, лежащих в ос­нове пяти действий в природе, подвер­жены процессу по­следовательной смены друг друга: земля сменяется дере­вом, дерево - металлом, металл - ог­нем, огонь - во­дой.

Особо отмечалось, что если человек не посту­пает - в соответствии с волей Неба и не отражает в своем поведении пере­мены в «естественном», он дол­жен еще морально воспи­тать себя. В связи с этим, основная цель изучения при­роды не должна рас­ходиться с во­лей Неба. По корейской традиции каждая королев­ская дина­стия на­делена Небом качествами и добродетелями, соответст­вую­щими проявле­ниям одной из пяти «стихий», а, обла­дая выпав­шей на ее долю уда­чей, она становится царст­вующей. Таким образом, любая коро­лев­ская дина­стия становится царствующей, если она обладает одной из пяти добродете­лей проявлений «стихий» природы: добродетелью земли, де­рева, металла, ог­ня или воды. В годы правления династии, которая обладает той или иной добродетелью, полный расцвет получает тот первоэлемент при­роды, которому соответствует данная доб­родетель. А поскольку Небо не в состоя­нии непосред­ственно определить конец королев­ской династии, оно прибли­жает мо­мент окон­чания существова­ния того первоэлемента природы, кото­рый соответст­вует доброде­тели этой династии. Например, предзнаменова­нием конца царствова­ния ко­ролевской династии, которой соответст­вует доброде­тель де­рева, являются высохшие и опадающие листья де­ревьев.

Геомантия в Корее

Геомантия - система предсказаний и способы гадания по географическим коор­динатам и складкам местности, которые используются при выборе мест для клад­бищ, строительства городов и жилых домов, а также для расположе­ния пред­метов в жилых помещениях. Счастье или несчастье, удача или не­удача, судьба человека стоит в зависи­мости от условий той местности, в кото­рой располо­жено его жилище и место захоронения его предков, а судьба страны - от географического расположения столицы государ­ства.

По-корейски геомантия называется «пхунъсу», что буквально означает "ве­тер и вода". Суть геомантии сводится к тому, что существует пер­вомате­рия «Ки», которая проявляется в форме двух противоположных на­чал – «Ым» и «Янъ», которые в своем развитии воплощаются в пяти космогониче­ских первоэлемен­тах - земля, дерево, металл, огонь, вода, которые в свою очередь приводят к рож­дению всего су­щего.

В геомантии из всех пяти первоэлементов особое значение придавалось Земле как материн­скому началу, стоящему у истоков жизни. Земля порож­дает все, что есть на свете. Энергия Земли в каждом определен­ном месте ока­зы­вает решающее воздействие на тех, кто использует этот участок Земли.

Там, где мужское и женское начала, то есть небо и земля нахо­дятся в согла­сии и взаимодействии, внутренняя энергия Земли вырыва­ется наружу, вызы­вая тем самым возмущение внешней энергии, и таким обра­зом, производит ве­тер и воду. Такие места, через которые вытекает энергия и где она аккумулируется, считаются благоприятными. Они называются «мендан». В том месте, кото­рому присущи наибольшие жизнен­ные силы (оно и есть «мендан») и будет обеспе­чено процветание всего сущего.

Расцвет жизни всего живого и счастье живущих, возможны лишь тогда, когда жи­лища и могилы предков расположены в ме­стах, наделенных жизнен­ной энергией. Где есть наивысший расцвет и в наибольшем количестве соб­раны жизненные силы. Необходимо также, чтобы рядом был холм или гора, чтобы заключить в них перемещающиеся по земле жизнен­ные силы. Особо важны струя­щиеся воды от проте­кающих рядом реки или ручья, кото­рые бы встали на пути исчезновения жизнен­ных сил, заключенных в недрах земли.

Идеальным местом считается участок, окруженный горами. Это могут быть; высо­кая, сильно изрезанная цепь гор к северу, а по бокам холмы, образую­щие целый ряд хребтов: хребты, уходящие влево, называются «синим драко­ном», вправо – «белым тигром». Любое здание или захоронение должны распола­гаться лицом к невысокому холму на юге, а с центра участка должно про­сматри­ваться относительно большое равнинное пространство.

В доме, постро­енном на идеаль­ном месте, будет царить счастье и благо­полу­чие. Вы­бор места для могил предков оказывает длительное и решающее влия­ние на судьбы всей семьи. Если человек или семья переживают одно несча­стье за дру­гим, это приписывается неудачному расположению их дома или мо­ги­лы пред­ков. При строительстве дома или выборе места для погребе­ния ко­рейцы всегда учитывают особенности окружающей природы.

Занятие геомантией всегда было очень прибыльно в Корее. Этим ремеслом зани­мались специальные люди – «пхунсу». Их знания высоко ценились и це­нятся в корейском обществе независимо от занимаемого социального положе­ния людей. Наиболее известны в Корее геоманты - Тосон, Мёчхон и Досён. Но наиболее больший авторитет у геомантов имеет уче­ние буддийского монаха - гео­манта Тосона, жившего в конце пе­риода Сила. Он известен своим предсказа­нием рождения Ван Гона - основа­теля и первого правителя государ­ства Коре, и своим учением «Чири пхун­сусоль», суть которого он изло­жил в своём произведении «Тосон пиги» - «Со­кровенные за­писки То­сона».

Основ­ные геомантические представления Тосона - это «Ымян точхамсоль» - сис­тема предсказаний, основанная на гадательных гексаграм­мах. «Ымян сунёк­соль» учение о предвидении на осно­ве взаимодействия темного и свет­лого на­чал, «Ымян пибосоль» предсказание грядущего воздаяния за соде­ян­ное, «Ымян свевансоль» учение о том, как избежать гряду­щих неудач и преврат­но­стей судьбы.

Предсказания, основан­ные на гадатель­ных гексаграммах, сводились к тому, что в зависимо­сти от пере­мены географиче­ского расположения объекта мож­но предугады­вать не только участь отдельных людей, но и судьбы государства.

Тосон использовал разные методы предсказания. Например, метод предсказа­ния - «Чири сунёк-соль» исхо­дил из той предпосылки, что выбор места может благо­приятствовать или не благоприятствовать судьбе. Если место­житель­ство и кладбище выбрано удачно, то человеку и его потомству не грозят несча­стья; в противном же слу­чае виды на будущее могут быть не столь благопри­ятными.

Смысл предсказа­ния «Свевансоль» исчерпывается утверждением, что, если че­ло­века или страну преследуют неудачи, значит, место­положение жилищ или кладбищ уже исчерпало свои счастливые возможности. В том же случае, когда судьба благопри­ятствует человеку или всей стране, условия географиче­ского рас­положе­ния превосходны.

Согласно предсказанию «Писоль», место, неблаго­приятное по своим усло­виям и географическому расположению, может быть искусственно улучшено. Так, если склоны холма или горы уже не мо­гут удовлетворять необходи­мым тре­бова­ниям, когда, например, ручьи меняют от наносного ила свое направле­ние, это положение необхо­димо исправить земля­ными работами.

Особый упор геомант Тосон делал на такой геомантиче­ский прием, как «Пибо сатхабсоль». «Пибо сатхабсоль» это способ привести усло­вия местно­сти в соот­ветствие с требованиями геомантии путем постройки ба­шенки – «кумирни Тхап». Возведение буддийских часовен или «кумирни» компенси­рует слабые сто­роны того или иного географического расположения пункта.

Особо стоит отметить создателя теории «Пхунсу чирисэль», геоманта До­сёна. В своей теории он осуждал систему сильной центра­лизо­ванной власти, а предпоч­тение отдавал укреплению власти кланов на мес­тах.

Существуют также формы, и мотивы которые представляют собой определен­ные образы-символы, связанные с традиционными корейскими пожела­ниями. Это очень популярные в корейской культуре иероглифы, «пок» - дол­голетие, «су» - богат­ство, «тхэ» - мир и согласие, «кан»- процветание.

Очень важна роль цветов и животных. Изображение пары мандаринских уто­чек или пары бабочек считается символом брачного союза и супру­жеского сча­стья. Цикада символизирует вечную юность и возрождение. С по­же­ла­нием сча­стья ассоциируется пальчатый лимон. Пион - традиционный символ богат­ства, пышности, процветания. Лотос - символ чистоты и семей­ного согла­сия. Цве­ток хризантемы - символ, радости спокойной уединенной жизни, долголе­тия. Цветок граната - символ богатства. Все символы, связанные с идеей долголе­тия в Корее особенно почитаемы. Они объединяются в характер­ный для Кореи набор из десяти симво­лов – «сипчансэн»: солнце, ка­мень, вода, со­сна, облако, журавль, олень, бамбук, чере­паха, гриб пуллочхо.

В корейской традиции важна роль животных. Корейские мифы гово­рят, что чере­паха еще до появления людей на Корейском полуострове была посланни­ком короля - синего дракона Востока, который обитает на дне корей­ских морей. Черепаха, сплетенная со змеей «имуги», духи - хранители корей­ского дома и сим­вол удачи.

Обычаи

Если вы хотите подозвать человека, делайте это рукой с ладонью, обращен­ной вниз. В Ко­рее не принято подзывать человека ру­кой с обращенной вверх ладо­нью или манить пальцем, ибо так обычно подзывают со­бак. Сами корейцы очень любопытны, но не навязчивы. Плохо знают англий­ский язык, но объяс­ниться на англий­ском языке с ними возможно.

В странах Восточ­ной Азии большое значение придают краскам. Напри­мер, нельзя писать имя человека красными чернилами. Этими красками поль­зуются, если человек умер.

Корей­ское числительное китайского происхож­дения - 4 - «Са» явля­ется омони­мом иерог­лифа - смерть. Поэтому часто четвёртый этаж в жилых помещениях обозначается бук­вой "F".

При откры­тии нового офиса или магазина большое количество горшков с цве­та­ми, украшен­ных красными лен­тами с пожеланиями успеха и благополу­чия ста­вятся в но­вом месте. Посреди нового места ставится - свиная голова с торча­щими из пасти купю­рами номиналом по 10 тысяч корейских Вон. Сви­ная го­лова, деньги и красный цвет необхо­димы, чтобы при­манить удачу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий