В словаре дано два определения для лексемы кисэнъ (妓生): 1) девушка, которая играет на музыкальных инструментах, поёт, читает стихи и развлекает публику беседами на праздниках. Общее название для таких кисэнъ – камуги (歌舞妓), т.е. кисэнъ для песен и танцев, в свою очередь существует множество других наименований для таких кисэнъ: ёги (여기, 女妓), ёак (여악, 女樂), еги (예기, 藝妓), сонъги (성기, 聲妓), хэохва (해어화, 解語花); 2) женщина, которая продает своё тело – чанъги (창기,娼妓).(Корейская лексема кисэнъ (기생, 妓生) может иметь как негативную коннотацию, когда речь идёт об образе жизни, поведении кисэнъ, так и положительную, когда речь идёт о женской красоте. Очень часто для передачи значения лексемы кисэнъ используют слово «куртизанка», что на наш взгляд не совсем верно.)
Лексема кисэнъ имеет чисто корейское происхождение и не находится в старых китайских исторических документах.
Само название кисэнъ используется больше для определения камуги.Со временем число кисэнъ увеличилось и среди них появились свои классы: первый (一牌), второй (二牌) и, соответственно, третий (三牌). В первый класс входили чистой воды кисэнъ, которые занимались только культурным развлечением гостей, но не спали с ними.
Второй класс назывался уже кисэнъ-ынгынджа (은근자, 殷勤者). Именно из этого класса многие кисэнъ возвысились при дворах правителей разных эпох и чиновниках. Кисэнъ этого класса, в отличие от предыдущего, совмещали в себе не только навыки пения, танцев и т.п., а также могли удовлетворить и сексуальные прихоти «собеседника», но кисэнъ этого класса не афишировали своими «способностями» в этой сфере.
Третий класс кисэнъ – это кискэнъ-тхабанъмори (탑앙모리, 搭仰謀利), которые профессионально занимались проституцией.
Придворные кисэнъ (관기, 官妓), хоть и относились к низшему сословию, но всё же имели некоторые права. Например, в эпоху Чосон был издан указ, запрещавший придворным служащим домогаться интимной близости с придворной кисэнъ.
В «должность» кисэнъ девушки вступали с пятнадцати лет и были в ней до пятидесяти. Молодых кисэнъ называли тонъги (동기, 童妓), кисэнь старшего возраста – ноги (노기, 老妓), также было название для кисэнъ с отставке – тхвеги (퇴기, 退妓).Своё происхождение кисэнъ берут в эпоху 24-го правителя Джин Хына эпохи Силла, кисэнъ произошли от сословия женщин шаманов, которые поменяли профессию на профессию кисэнъ под влиянием течения хваранов. По другим источникам корёский (эпохи Корё) полководец Ли Ый Мин официально утвердил постановление о том, что мужчины попавшие в рабство должны прислуживать на [тяжёлой] работе, а женщины выполнять роль кисэнъ.
Помимо этого, женщины, попавшие в рабство в результате военных действий, также становятся собственностью того, к кому они в плен попали, и должны ублажать сексуальные запросы хозяина. В эпоху Силла в кисэнъ также подавались ученицы тогдашних музыкальных и хореографических училищ. Начиная с правителя Мун Джона (эпоха Корё) женщины-кисэнъ стали приглашаться на дворцовые праздники для увеселения приезжей публики, и именно здесь взял свое начал новый класс кисэнъ – придворные кисэнъ (관기/官妓). Позже класс кисэнъ трансформировался из своего исходного состояния в класс кисэнъ для любовных утех (но об этом в следующий раз). В эпоху Чосон явление придворных кисэнъ испытывает расцвет, и с перенесением столицы из Кегёна (개경/開京) в Сеул многие придворные кисэнъ переезжают в Сеул.
В эпоху Чосон основной целью, для которой «разводились» придворные кисэнъ было увеселение и медицинский уход за хозяином. В эту эпоху появляется специальная должность - кисэнъ-медсестра, которая была закреплена за придворной клиникой. Но, всё равно, основной обязанностью даже такой кисэнъ-медсестры являлось увеселение публики песнями, стихами, танцами и игрой на музыкальных инструментах.
История знает много случаев, когда кисэнъ становились единственной отрадой правителя (страны, уезда, провинции).
В эпоху правителя Чун Джона был издан указ, запрещающий использование как придворных кисэнъ-медсестёр, так и кисэнъ-проституток в придворных праздниках. Указ регламентирующий это был издан в 1510 году и по нему наказание должны были нести не только те, кто пригласил к себе на праздник кисэнъ, но и сами кисэнъ, пришедшие по приглашению. Но соблюдение этого указа чиновниками ставится под сомнение.
Для обучения кисэнъ своему мастерству был создан государственный орган «Управление по кисэенъ» (кисэнъчхон, 기생청), который обучал кисэнъ танцам, пению и другим необходимым для каждой кисэнъ навыкам, таким как этикет (во всех его проявлениях), стихосложение, каллиграфия, искусству приёма гостей и т.д., в дальнейшем управление было переименовано из «Кисэнъчхон» в «Квонбон» (권번), но функции его сохранились.
Самые известные школы кисэнъ находились в Сеуле, Пхеньяне, Хэджу, Канъге, Хамхыне, Чунджу, Чонджу и других городах. Среди отличившихся и прославившихся благодаря своему стилю стихосложения и талантам прославились такие кисэнъ как Хванджини (황진이, 黃眞伊), Мечхан (매창, 梅窓), Со Бекджу (소백주, 小柏舟); другие прославились как выдающиеся врачевательницы – Кевольхян из Пхеньяна (계월향, 桂月香), Нонге из Чинджу (논개, 論介), Хонрён из Касана (홍련, 紅蓮) и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий