среда, 15 сентября 2010 г.

Наука и техника в Корее ч1



Секрет изготовления железа проник в Корею из Китая в IV—III вв. до н.э., и очень скоро на смену бронзовым орудиям труда и оружию пришли железные. Именно в тот пе­риод во всех сферах жизни Кореи ощущается сильное влияние Китая.В целом вплоть до XIX в. корейская наука находилась под влиянием китайской; ее развитие было обусловлено сочетанием внеш­них стимулов и внутренних потребностей. В науке и технике, так же как и в других сфе­рах жизни, корейцы заимствовали китайские достижения, а затем модифицировали и приспосабливали их к местным условиям и своим нуждам; часто при этом корейцы дела­ли новые изобретения и открытия.Известны успехи древнего Китая в математике, астрономии, метеорологии, инженерном деле, производстве пороха, ткачестве, в изготовлении бумаги, печатном деле, производстве фарфора, а также в сельском хозяйстве, строительстве и медицине. Мало кто знает, что Корея в древности почти не уступала Китаю практически ни в одной цз этих областей. Так, например, ее успехи в астрономии, печатном деле и изготовлении фарфора в некотором отношении даже превосходили китайские, хотя первоначальные знания были получены из Китая.Самое первое корейское учебное заведение Национальная академия конфуцианства Тхэхак (Великое учение), построенное по китайскому образцу, появилось в Корее в 372 г. н.э. В 682 г., в период Объединенного Силла (668—935), была создана подобная школа Кукхак (Государственная школа). В этих школах преподавали китайский язык и канонические сочинения классиков конфуциан­ства, а также готовили будущих государст­венных чиновников. Эти ранние учебные заведения просуществовали вплоть до конца XIX в. То обстоятельство, что Корея переняла у Китая, хотя и со значительными изменениями, структуру государственного аппарата и систему обучения, способствовало распространению конфуцианства среди представителей высших классов корейского общества.Традиционное конфуцианское образование способствовало формированию благородной личности, а не приобретению профессиональ­ных знаний. Его целью было воспитание не профессионала, а совершенного человека, от которого требовалось мыслить так, как это подобает благородному человеку, а не как обладателю практических знаний. Именно поэтому представители правящего класса не стремились развивать естественные науки и технику. Вместе с тем астрономия и состав­ление календарей, которые были особенно важны для управления, медицина и сельское хозяйство достигли больших успехов.
Сменявшие одна другую корейские династии придавали особое значение движению небесных тел и поощряли развитие различных астрологических учений, которые связывали безопасность и благополучие государя и страны с движением и располо­жением небесных тел. Эти астрологические учения и потребности сельского хозяйства способствовали развитию астрономии и метеорологии. Сначала корейская астро­номия развивалась как часть китайской. Поскольку китайская астрономия в период после правления династии Хань обращала осо­бое внимание на составление и изучение календарей, корейская астрономия стала развиваться в этом же направлении. Но научные методы астрономии, наблюдения за погодой и обработки данных были раз­работаны уже самими корейцами.Об уровне развития науки и техники в пери­од Трех государств (57 г. до н.э.—668 г. н.э.) свидетельствуют обсерватория Чхомсондэ, пещерный храм Соккурам, прекрасные изделия из металла, бронзовые колокола, а также самый древний из дошедших до наших дней памятников печати — свиток "Дхарани сутра".
Обсерватория Чхомсондэ высотой 9,17 м, построенная в 647 г. н.э., является, пожалуй, самой старой из тех, что еще сохранились в Восточной Азии. В эпоху государства Силла она была центром астрономических наблюдений, и через нее проходил начальный меридиан.
Широко известен искусственный пещерный храм Соккурам, свидетельствующий о высо­ком уровне развития культуры государства Силла. Его необычная конструкция, прек­расная скульптура и архитектурная пла­нировка воплотили в себе все достижения науки и искусства древней Кореи. Это рукотворное сооружение имеет купол, а также круглые, треугольные, шестиугольные и восьмиугольные конструкции, для возведения которых требовались хорошие знания математики и инженерного дела.О высоком техническом уровне и мастер­стве литейщиков и других ремесленников государства Силла говорят многочисленные буддийские колокола. В попытках создать эти колокола путем сочетания древнекитай­ских колоколов чжун и то мастера Силла добились успеха, найдя такой сплав бронзы, который идеально отвечал их требованиям. В него входили медь, цинк, олово, свинец и другие металлы. Китайские знатоки этого дела отмечали: "Персидская медь подходит для изготовления зеркал, а та, что делают в Силла, хороша для колоколов."О том, насколько был высок уровень техни­ческих знаний в государстве Силла, можно судить и по книгопечатанию. "Дхарани сутра", обнаруженная в 1966 г. в монастыре Пульгукса, была напечатана способом ксилографии примерно между 704 и 751 гг. Этот самый древний печатный памятник позволяет считать, что Корее принадлежит первенство в ксилографической печати и что технология печатного дела в Силла могла во многом способствовать созданию такого памятника японской культуры, как "Описание миллиона пагод".Технические достижения государства Коре (918—1392) основывались главным образом на том, что оно унаследовало от Силла. Об уровне развития науки и техники в Коре свидетельствуют развитие астрономии, успехи ксилографии, а также техника из­готовления изумительного по своему совершен­ству инкрустированного фарфора, получившего название кореского селадона.В период Коре продолжалось развитие методики астрономических наблюдений, а также был составлен более точный календарь. Характерной особенностью астрономических наблюдений было то, что они носили самостоятельный характер, отличались точностью и надолго сохранили свою актуальность. Примечательно, что результаты всех наблюдений за период с 1024 по 1383 гг. (132 случая солнечных затмений, 87 случаев появлений комет и, что особенно важно, 34 случая появления пятен на Солнце) показаны с промежутками от 8 до 20 лет. Судя по таблице календаря Шоу-ши, которую в 1343 г. составил Кан Пхо, кореские астрономы были знакомы с теорией Шоу-ши, позволявшей делать вычисления с большой точностью. Продолжительность года высчитана ими до шестого знака десятичной дроби.Желание изгнать внешних врагов, киданей и монголов, с духовной помощью Будды, заключенной в письменных буддийских памятниках, стимулировало развитие ксило­графии в Коре, в результате чего была создана знаменитая "Трипитака кореана", которая является одним из древнейших и величайших памятников книгопечатания, сохранившихся до настоящего времени.Корейский селадон славился своей красотой и качеством. Любоваться им имели возмож­ность только аристократы, для которых он и создавался. У шкальная техника инкрустации селадоновых изделий вызывала восхищение китайских ученых того времени.Другим важным техническим изобре­тением периода Коре было создание в концеXII—XIII вв. подвижного металлического печатного шрифта. Однако этот способ печати не получил дальнейшего развития, поскольку сохранялась приверженность коресцев прежнему способу печатания с деревянных досок из-за красоты получаемых этим методом оттисков.Ранний период государства Чосон (1392—1910) также был отмечен оригинальными творческими достижениями в различных сферах жизни. В 1403 г. король Тхэчжон, несмотря на противодействие придворных, приказал изготовить бронзовый печатный шрифт. Книги, напечатанные с его помощью, оказались ничем не лучше тех, что были отпечатаны с деревянных досок в эпоху Коре. Кроме того, отливка бронзового шрифта отнимала гораздо больше времени, чем изготовление деревянного клише. Одним словом, результат не стоил затраченных на него усилий, времени и денег. Но опыт отливки бронзового шрифта пригодился в будущем, послужив основой для более со­временного способа книгопечатания.Королевская астрономическая обсерватория (Соунгван) на протяжении более 400 лет, вплоть до падения государства Чосон в 1910 г., собирала сведения о метеорологи­ческих явлениях, которые поступали со станций наблюдения, расположенных в провинциях, уездах и городах.Астрономическая обсерватория в дворцо­вом комплексе Кенбоккун была оборудована совершенными для своего времени при­борами, такими, например, как армиллярные часы и простые армиллярные сферы, автоматические водяные, нефритовые водяные и солнечные часы. Приборы позволяли проводить наблюдения на более высоком уровне и составлять более точный календарь. Было опубликовано много книг и отдельных статей, как по теории астро­номии, так и по результатам практических наблюдений.В области медицины большое значение име­ло опубликование в 1433 г. 85-томного собрания рецептов лекарственных растений "Хлняк чипсонбан" ("Собрание сведений о местных лекарствах"). Это была первая попытка научной систематизации медицин­ ких сведений в эпоху государства Чосон. В 1445 г., после трех лет кропотливой научной работы, был опубликован 365-томный труд "Ыйбан ючхви" ("Собрание способов лечения").Во время правления короля Сечжона (г.пр. 1419—1450) были изобретены дождемер и прибор для измерения уровня воды; был также усовершенствован метод измерения количества осадков. Поиски ученых Чосона именно в этом направлении были обусловле­ны потребностью в статистическом подходе к неупорядоченному сезонному распределению атмосферных осадков.Как и в Китае, в Корее эпохи Чосон не делалось никаких попыток теоретических ис­следований в области астрономии и метеорологии. Астрономы и метеорологи принадлежали к низшему классу государ­ственных чиновников, функции которых сводились к наблюдению за небесными светилами и погодными явлениями. Сфера их задач по необходимости ограничивалась ис­ключительно практическими действиями, не способствовала теоретическим исследова­ниям и не носила творческого характера. Корейская наука рождалась в среде ремеслен­ников, которые из поколения в поколение передавали свой опыт и практические навыки. Они уделяли мало внимания теории, отдавая приоритет практической деятельности, что в будущем привело к развитию технологии и отставанию в области систематизации и методологии.Корейская наука достигла своего расцвета во время правления короля Сечжона, но затем в ее развитии наступил застой, который продлился до XVII в., когда Корея познакомилась с западными научными и техническими достижениями, которые открыли новые перспективы и послужили ориентиром для ее дальнейшего развития.
Знакомство с западной наукой
В XVII—xvm вв. с Запада в Китай, Японию и Корею начинают проникать христианское учение и научно-технические достижения. Для общественно-политических систем этих трех азиатских государств, основан­ных на принципах конфуцианства, западная религия и наука оказались грозными
соперниками. Как показал исход "опиумных" войн 1840—1842 гг., Запад превосходил Восток по развитию науки и техники.
Первый контакт Кореи с западным миром состоялся в 1603 г., когда Ли Гван Чжон привез в страну составленную Матео Ричи карту Европы, которая за год до этого была напечатана в Пекине. За ней последовали копии еще нескольких карт того же автора, а за ними — множество других. В 1630 г. корейский посланник в Китае Чон Ду Вон познакомился с Иоганнесом Родригесом, итальянским священником в Пекине, который подарил ему книги по астрономии, календарь, книгу по географии, а кроме того, телескоп, будильник и пушку. По возвращении на родину Чон Ду Вон передал все подарки королю.
В 1720 г. другой корейский посланник в Пекине Ли И Мен познакомился там с двумя членами Ордена Иезуитов — Кеглером и Сауресом, которые руководили работой императорской астрономической обсерватории в Пекине. Они снабдили его научными книгами, которые он внимательно изучил. Ли И Мена особенно поразили "Основы арифметики" Ричи, после чего он серьезно увлекся западной наукой. Католический костел в Пекине стали посещать много­численные посланники из Кореи, и спустя некоторое время из Пекина в Сеул начали поступать западные книги религиозного и научного содержания, переведенные на китай­ский язык. Западные идеи оказали большое влияние на корейских ученых.
К сожалению, практическим результатом полученных знаний была всего лишь реформа календаря, проведенная в 1654 г. по образцу китайской, что, однако, само по себе показательно. Западная мысль в XVII и XVIII вв. вызывала всего лишь любопытство и не оказывала никакого влияния ни на правительство, ни на общество в целом.
Во второй половине XIX в. Корея, известная на Западе как "королевство-отшель­ник", была вынуждена открыть двери за­падной цивилизации; быстро распространял­ся и стал пользоваться влиянием католицизм, появились пароходы, изделия западной провремени появлялись у берегов Кореи, представляя явную угрозу для национальной обороны.В 1876 г. Корея отказалась от политики строгой изоляции и открыла двери внешнему миру, заключив договор о дружбе с Японией. За этим последовало подписание в 1882 г. договоров о торговле и мореплавании с Соединенными Штатами, Великобританией и Германией и в 1886 г. — с Францией.Внутри страны возникло просветительское движение, представители которого выступали за развитие страны с помощью достижений Запада, и в первую очередь технических. В 1894 г. было объявлено о проведении "реформ года кабо", которые были призваны обновить административную и общественную структуру страны. По их завершении была модернизи­рована система образования, в результате чего начальная и средняя школы, педаго­гические училища и школы иностранных языков перешли в ведение государства. "Знание — сила" — этот лозунг был на устах всех образованных людей того времени. Многие политики, участвовавшие в просветительском движении, решили пос­вятить себя обучению молодежи. К 1910 г., когда Корея была аннексирована Японией, в стране насчитывалось около трех тысяч частных школ, где преподавались достижения западной науки, история, геог­рафия, политология, право, арифметика и ал­гебра. В последующие 50 лет в корейской науке и технике существенного прогресса не наблюдалось, поскольку страна находилась в колониальной зависимости от Японии. После освобождения страна некоторое время пребывала в состоянии хаоса, а в 1950 г. началась Корейская война, которая длилась до 1953 гг.Период с 1945 г., когда Корея была освобождена от японского колониального господства, и до конца 50-х гг. можно охарактеризовать как подготовительный этап. Внедрение научно-технических достижений развитых стран осуществлялось постепенно, как и подготовка специалистов, нехватка которых ощущалась весьма остро. Крутой поворот в развитии науки и техники происходит в 60-е гг., когда страна приступи­ла к выполнению Первого пятилетнего плана экономического развития. Была полностью признана важная роль науки и техники для скорейшей модернизации страны, и государство уделяет их развитию большое внимание, что отражено в пятилетних планах.За эти годы в развитие науки и техники было вложено много средств. На достижение научно-технического прогресса были на­правлены все усилия правительства, которое соответственно строило свою политику и административную систему. Особая роль в процессе дальнейшей модернизации принадлежит созданному в 1967 г. Министер­ству науки и техники, которое стало первым учреждением подобного рода в развивающейся стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий