вторник, 14 сентября 2010 г.

Система государственных финансов в Республике Корея

полезный материал -авторы Прокофьев С.Е.и Ушаков А.С.
На современном этапе развития технологий государственного управления влияние государственных финансов на экономическое развитие страны является весьма значимым. Бюджетный дефицит, объем государственного долга, уровень налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, степень транспорентности сектора государственного управления оказывают прямое влияние на состояние национальной экономики. С этой точки зрения, система государственных финансов Республики Корея представляет несомненный интерес. В настоящее время экономика Республики Корея динамично развивается, за последние 50 лет в стране были созданы конкурентоспособные, в мировом масштабе, отрасли производства, к которым можно отнести автомобилестроение (Hyundai motors , Kia motors), производство телекоммуникационных мобильных систем (Samsung), кораблестроение (Hyundai heavy industries), сталелитейная промышленность (сталелитейная компания POSKO).
Описывая систему государственных финансов Республики Корея, на наш взгляд, было бы целесообразно привести ряд основных характеристик, определяющих их структуру и сущность.Республика Корея представляет собой унитарное государство; бюджетная система Республики Кореи является двухуровневой и включает в себя бюджет центрального правительства и местные бюджеты, подразделяющиеся на 6 бюджетов крупных городов, 9 бюджетов провинций, а также бюджеты городов и территорий, находящихся под юрисдикцией местных органов власти. Государственные финансы Республики Корея характеризуются наличием 1 Генерального счета и 20 Специальных счетов, а также 57 государственных фондов.
Система налогообложения Республики Корея состоит из налогов центрального правительства и местных налогов. Система налогов и сборов центрального правительства включают в себя:
1. внутренние прямые налоги - подоходный налог, налог на доход корпораций, налог на наследование, налог на дарение;
2. внутренние косвенные налоги – налог на добавленную стоимость, специальный акцизный налог, налог на алкогольную продукцию, государственная пошлина, налог на операции с ценными бумагами;
3. таможенные пошлины;
4. специальные налоги – транспортный налог, налог на образование, специальный налог для поддержки сельского хозяйства.
В свою очередь, местные налоги включают в себя налоги провинций, налоги крупных городов и территорий, которые подразделяются на общие и специальные налоги.
Налоговая система Республики Корея тесно связана с бюджетной системой. Налоги «общего назначения» зачисляются на Генеральный счет, где обезличиваются с точки зрения источников доходов и статей расходов, при этом, вышеуказанные Специальные счета, открытые отдельным министерствам, позволяют вести учет средств, поступающих от специальных налогов. В данном случае, применяется практика закрепления доходов бюджета за соответствующими статьями расходов, что, как мы полагаем, является рудиментарным явлением в системе организации государственных финансов.
В настоящее время в Республике Корея проводится политика, направленная на сокращение количества специальных счетов и концентрации доходов бюджета на Генеральном счете, тем не менее, концепция организации системы администрирования поступлений и расходования бюджетных средств остается неизменной.
Необходимо отметить, что полномочиями в сфере налогово-бюджетного администрирования на уровне центрального правительства наделены три независимых государственных органа. К компетенции Министерства финансов и экономики (в лице департамента налоговых и таможенных платежей) отнесено формирование налоговой политики и налоговое планирование; Национальный налоговый трибунал, в который входит 4 судьи и 10 аудиторов, осуществляет рассмотрение апелляций по налоговым спорам; Национальная налоговая служба наделена полномочиями по сбору налогов центрального правительства, а также полномочиями по контролю за деятельностью региональных и территориальных налоговых органов, которые не входят в организационную структуру Национальной налоговой службы и осуществляют полномочия по сбору местных налогов.
Децентрализация полномочий характерна для Республики Корея и в сфере исполнения бюджета страны.
Финансовый год в Республике Кореи начинается 1 января и заканчивается 31 декабря, при этом, бюджетный процесс включает в себя четыре основных стадии: составление бюджета – с марта по 02 октября; принятие бюджета однопалатным парламентом - Национальной Ассамблеей – с октября по 02 декабря; исполнение бюджета – с 01 января по 31 декабря; закрытие бюджетных счетов – с февраля по 02 сентября.
Кассовое устройство Республики Корея, как было указано выше, характеризуется наличием 1 Генерального и 20 Специальных счетов бюджета (далее бюджетные счета), при этом, принцип централизации полномочий у одного государственного органа по осуществлению бюджетного и финансового исполнения бюджета страны не реализован. Бюджетные счета открыты Министерству финансов и экономики в Центральном банке Республики Корея, при этом, Центральный банк, в процессе исполнения бюджета играет пассивную роль, которая заключается в ведении бюджетных счетов и осуществлении кредитования в целях покрытия кассовых разрывов в течение операционного дня. Нужно отметить, что Центральный банк Республики Корея не обладает собственной разветвленной филиальной сетью внутри страны, поэтому движение денежных средств бюджета обеспечивается через коммерческие банки, с которыми заключены агентские соглашения.
В целях недопущения дебетового сальдо на Генеральном счете бюджета Министерство планирования и бюджета предоставляет Центральному банку данные о предельных объемах расходов по периодам планирования, и в случае если совокупные обязательства, принятые бюджетополучателями в краткосрочном периоде превышают сумму доходов бюджета, поступивших на Генеральный счет, то формируется очередь на оплату обязательств, о чем информируется Министерство планирования и бюджета.
Процесс распределения бюджетных ресурсов и исполнения расходной части бюджета Республики Корея осуществляется на основе пятилетнего плана с разбивкой на годичный, квартальный и месячный периоды.
Нужно отметить, что бюджетные учреждения в Республике Корея вправе распоряжаться средствами бюджета в рамках доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, но не наделены правом владения этими средствами. Таким образом, право распоряжаться бюджетными средствами отделено от права ими владеть. Все средства, предназначенные для финансирования расходов бюджета, аккумулируются на бюджетных счетах. Средства с бюджетных счетов перечисляются непосредственно кредиторам бюджетополучателей. Оплата обязательств осуществляется бюджетным учреждением путем выдачи кредитору чека, который должен быть представлен кредитором в коммерческий банк. После совершения документарной операции между коммерческим банком и Центральным банком Республики Корея денежные средства выделяются Центральным банком коммерческому банку в рамках операционного дня.
В укрупненном виде процесс составления плана распределения ресурсов и исполнения расходной части бюджета может быть подразделен на несколько этапов и представлен следующим образом.
Министерствами, агентствами и службами формулируются бюджетные предложения и представляются в Министерство планирования и бюджета, которое, в свою очередь, после анализа и обобщения предложений, формирует план распределения бюджетных средств в пятилетнем разрезе. В конце января текущего года Министерство планирования и бюджета доводит до конкретных министерств, служб и агентств план распределения бюджетных ресурсов в годичном и квартальном разрезе. Лимиты бюджетных обязательств ежемесячно доводятся бюджетополучателям Министерством финансов и экономики, при этом, исполнение бюджета, исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется каждым министерством, агентством и службой самостоятельно.
В контексте описания процесса исполнения расходной части бюджета Республики Корея, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на основные принципы и подходы, лежащие в основе стратегии распределения бюджетных средств.
В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, в Республике Корея применяется методика распределения ресурсов бюджета по принципу планирования «Сверху вниз», которая заключается в нижеследующем.
Министерством планирования и бюджета на основе макроэкономических показателей и статистических данных разрабатывается пятилетний «фискальный план», в котором отражается общее предельное значение запланированных расходов бюджета, план по распределению ресурсов в разрезе по секторам экономики и по ведомствам, приоритеты фискальной политики и среднесрочный план-обзор налоговых поступлений.
Фискальный план, представленный Министерством планирования и бюджета, обсуждается на заседании кабинета министров в пятилетнем и годичном разрезе, по результатам которого разрабатываются «потолочные» показатели расходов бюджета по секторам экономики и по отдельным ведомствам, формулируются бюджетные задания для отраслевых министерств, с определением конкретных показателей и нормативов. Отраслевые министерства, исходя из заданных параметров, формулируют «собственные» бюджеты в краткосрочном (1 год) и среднесрочном (5 лет) разрезе. По завершению вышеописанных стадий бюджетного процесса министерства приступают к исполнению «собственных» бюджетов и в рамках данного процесса осуществляют консультации и предоставляют отчетность по исполнению бюджета в Министерство планирования и бюджета.С точки зрения проводимых в настоящее время реформ бюджетной системы Республики Корея, необходимо отметить превалирование общемировых тенденций в данном процессе, а именно:
- переход на среднесрочное бюджетное планирование;
- внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;
- переход в учетной политике на метод начислений;
- широкое применение информационных технологий, направленных на повышение эффективности функционирования государства.
По данным Организации объединенных наций за 2004 год Республика Корея находится на пятом месте после Соединенных Штатов Америки, Дании, Великобритании и Швеции по распространенности компьютерных технологий внутри страны.
Информационные технологии в Республике Корея активно внедряются и применяются в сфере налогообложения, администрирования бюджетных средств, в сфере государственных закупок.
Одним из наиболее эффективных инструментов экономии бюджетных средств безусловно является система прокьюремента.
Учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, в рамках бюджетной системы Республики Корея наделены правоспособностью самостоятельных юридических лиц, в том числе, полномочиями по принятию обязательств в рамках осуществления государственных закупок. Нужно отметить, что система прокьюремента Республики Корея находится в стадии реформирования и комбинирует в себе централизованный и децентрализованный способы осуществления государственных закупок. Политика государства в данной сфере заключается в сокращении количества децентрализованных закупок, то есть осуществления закупок государственными органами самостоятельно, и приведения системы в состояние, при котором закупки для нужд государства будут осуществляться, как правило, централизованно.
Сущность централизации прокьюремента заключается в следующем. В настоящее время в Республике Корея создан и функционирует специализированный орган – Центральное агентство государственных закупок, в полномочия которого входит осуществление закупок товаров, работ и услуг за счет средств бюджета для нужд сектора государственного управления.
Ядром централизованной системы прокьюремента является электронная база данных, содержащая детализированную информацию о заказчиках и поставщиках, включая информацию о финансовой состоятельности фирм, кредитную историю, информацию о предоставляемых услугах и продуктах, а также иные существенные данные. Система пркьюремента объединяет около 30 000 государственных институтов и 110 000 коммерческих организаций. Система обеспечивает осуществление сделок в режиме on-line через сеть Internet и предусматривает обмен 166 видами документов в цифровом формате с использованием электронной подписи. По сути, централизованная система пркьюремента представляет собой огромный электронный «магазин» с ежегодным оборотом, превышающим 24 миллиарда долларов США.
Отличительной особенностью централизованной системы пркьюремента является уникальная система автоматизации проведения закупочных конкурсов и оповещения об их результатах участников конкурсов. В данном случае, речь идет об автоматизации процесса анализа существенных условий сделок, с последующим отбором наиболее оптимальных предложений.
Бесспорными преимуществам данной системы являются: организация системы по принципу «Одного окна», которая предусматривает публичное размещение государственных заказов и обмен информацией о характеристиках заказа и информацией о потенциальных контрагентах; существенное сокращение сроков совершения сделок и документооборота на бумажных носителях.
Но главной задачей, которую в Республике Корея удается решать с помощью централизованной системы прокьюремента, является обеспечение прозрачности в сфере государственных закупок. То есть, система организована по принципу концентрации полномочий в сфере государственных закупок у одного государственного органа, деятельность которого является объектом контроля общественности и каждой из сторон конкретной сделки, что обуславливает минимизацию возможностей для нарушений.
Система прокьюремента, наравне с информатизацией системы налогообложения, о которой будет сказано ниже, является частью концепции «Электронного правительства».
Реализация концепции «Электронного правительства» в Республике Корея находится в стадии относительного завершения и охватывает в административном срезе большинство Министерств, служб и агентств, включая такие ключевые министерства, как: Министерство финансов и Экономики, Министерство планирования и бюджета, Национальная налоговая служба, Служба государственных закупок, а в территориальном аспекте - большую часть Республики Корея.
В рамках краткого описания концепции «Электронного правительства» в Республике Корея необходимо отметить следующие основные принципы, реализуемые с помощью вышеуказанной концепции:
1. Эффективность и транспорентность деятельности как Правительства Республики Корея в целом, так и отдельных Министерств, служб и агентств.
Граждане обладают реальным и действенным инструментом, позволяющим участвовать в процессе формирования политики государства в целом, осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью Министерств, служб и агентств.
Графически модель «Электронного правительства» может быть представлена следующим образом:

2. Единая система обмена и защиты информации.
Информационные базы данных различных ведомств являются равнодоступными (в соответствии с уровнем доступа). Таким образом, обмен информацией осуществляется в режиме on-line, без предварительного запроса данных и определяется, с точки зрения субъектов обмена информацией, наличием права доступа к информации.
Данная система обеспечивает скоорденированность и своевременность действий государственных органов (например, правоохранительных и налоговых).
3. Единая система информации обеспечивает своевременное и полное информирование населения об изменении процедурных вопросов, законодательной базы, что позволяет эффективно и в наиболее короткие сроки реализовывать соответствующие реформы правительства.
В концепции «Электронного правительства» Республики Корея реализуется программа «Правительство для граждан» (G4C), которая направлена на упрощение процедур взаимодействий государственных органов с гражданами страны и юридическими лицами. Программа ориентированна на минимизацию непосредственных контактов чиновников с гражданами страны и хозяйствующими субъектами. Соблюдение данного принципа обеспечивается организацией электронного документооборота, в том числе, и по вопросам налогообложения. В частности, оплата налогов юридическими и физическими лицами может осуществляться с использованием электронного документооборота через сеть Internet, отчетность юридических лиц, налоговые декларации физических лиц предоставляются в налоговые органы в электронном виде, при этом, налоговые органы представляют консультации налогоплательщикам в режиме on-line.
В качестве позитивного опыта применения информационных технологий в сфере налогообложения Республики Корея, также необходимо отметить опыт применения системы «Cash receipt».
Вышеуказанная система характеризуется возможностью Национальной налоговой службы получать данные о наличных транзакциях в режиме реального времени, при осуществлении покупки товаров и услуг. Данная система позволяет с высокой степенью точности определить реальный денежный оборот конкретного юридического лица, включенного в систему «Cash receipt» и налогооблагаемую базу в масштабах страны. Кроме того, система «Cash receipt» позволяет осуществлять персонифицированный контроль за расходами физических лиц посредством сопоставления с официальными (учтенными) их доходами.
В качестве обобщения опыта реформирования системы государственных финансов Республики Корея необходимо сделать вывод о том, что, учитывая экономические, политические, демографические, географические и социально-культурные особенности Республики Корея представляется нецелесообразным «механическое копирование» опыта Республики Корея применительно к социально-экономической ситуации в Российской Федерации. Тем не менее, ряд принципов и подходов технологического и концептуального характера, реализуемых в Республике Корея, безусловно, заслуживают внимания и более тщательного анализа с целью адаптации и применения в Российской Федерации.
На наш взгляд, концепция «Электронного правительства» и реализуемая в Республике Корея программа «Правительство для граждан»; высокая степень информатизации и автоматизации сектора государственного управления Республики Корея, в частности, электронная система сбора налогов и контроля за правильностью и своевременностью уплаты налогов; система прокьюремента Республики Корея обеспечивают высокий уровень транспорентности сектора государственного управления, оперативность и своевременность принимаемых решений, что, безусловно, оказывает позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий